Дополнительное образование как социальный лифт

  Наталья Арапова
робототехника

Проект Дворца молодёжи — фестиваль «ТехноРегион» — проходил в 2017 году уже во второй раз. Фото: Александр Зайцев

Директор Дворца молодёжи Константин Шевченко — о доступной робототехнике, детских победах на мировых чемпионатах и переходе на персонифицированное финансирование.

— Конец года — время подводить итоги. Что происходит в системе дополнительного образования?

— Сегодня это один из главных государственных приоритетов. Преобразований очень много. С начала 2017 года вступил в силу проект «Доступное дополнительное образование», задача которого охватить как можно больше детей и научить их конкретным вещам. Ставка делается на развитие технических, естественно-научных направлений. Это IT, биоинжиниринг, космос, персональная медицина и так далее. Мы должны сформировать некую систему, вырастить поколение, которое в будущем будет создавать инновации в различных отраслях.

Константин Шевченко

Константин Шевченко уверен, что дополнительное образование должно быть бесплатным для школьников. Фото: Василий Фетисов

— Каким образом ведётся работа с детьми?

— Уже несколько лет мы открываем базовые площадки по робототехнике и техническому творчеству, сегодня их в регионе 50. И каждая — полигон для апробации новых образовательных программ. Многие из них разрабатывают наши педагоги. В Кировграде, например, дети реализуют проекты в среде программирования «Скретч», в Сосьве — конструируют экороботов. Всего 405 программ различной направленности, по которым обучается более 20 тысяч школьников. Те из них, кто показывает хорошие результаты, становятся учащимися Детской инженерной школы. В школьные каникулы для них организуются профильные смены в загородном центре «Таватуй», где ребята работают по своим направлениям. И они не просто решают какую-то задачу, а делают конечный продукт.

— Вузы и производства поддерживают образовательные практики?

— Обязательно. В последний год сформировался пул партнёров, которые включились в работу с детьми и с которыми мы говорим на одном языке. Среди вузов это прежде всего УрФУ. Совместно мы открыли шесть базовых площадок и реализовали множество проектов: этим летом провели две профильные смены в «Таватуе»; это медицинский и аграрный университеты. Среди предприятий: ООО «УГМК-Холдинг», АО «НПО автоматики», Артинский завод, машиностроительный завод имени М.И. Калинина. Нас поддерживает даже частный бизнес. В Кушве, например, владельцы небольшого производства организовали учебный полигон по стандартам WorldSkills. И они с удовольствием работают с нашими детьми. Это очень значимый момент. Важно, чтобы цели и задачи ставили практики, способные научить прикладным вещам, дать навыки, направить детские фантазии на конкретные рынки. Тогда результаты будут. На одной из наших площадок с детьми работает инженер Леонид Байдерин. В результате парни — мировые чемпионы, завоевали золото на чемпионате в Таиланде RoboСup — 2017. И это была уже третья победа международного уровня за этот год. В ближайшее десятилетие мы в 10 раз увеличим количество одарённых детей, с которыми будем работать. Это задача, которую необходимо решить в логике Национальной технологической инициативы.

— А как определяется детская одарённость?

— Личными результатами в первую очередь. Для каждого ребёнка, который к нам приходит, выстраивается собственная траектория развития. Он может попробовать несколько направлений, выбрать своё. И, как показывает практика, троечники в дополнительном образовании часто дают фору отличникам. В конце декабря мы впервые провели Форум старшеклассников Свердловской области: пригласили на него победителей и призёров региональных конкурсов и фестивалей научной и технической направленности. Два дня в Ельцин Центре проходили круглые столы, ребятам читали лекции ведущие учёные УрФО, специалисты-практики. Это был очень интересный опыт. Такой форум будет проводиться ежегодно.

— Какие изменения ждут нас в следующем году?

— Прежде всего переход на систему персонифицированного финансирования. Это значит, бюджетные средства идут не напрямую в образовательные организации, а закреплены за каждым ребёнком. То есть он получит возможность гарантированно посещать кружок или секцию, которые выберет. Условие одно: организация, где он будет заниматься, должна иметь государственную аккредитацию и лицензию. Система — разумная. Она создаст здоровую конкуренцию на рынке. Останутся только те, кто работает на качество.

  • Опубликовано в №243 от 28.12.2017 
Областная газета Свердловской области