Профессор Котовская рассказала «ОГ», как к полётам готовили первых собак-космонавтов

1957 год. Научный сотрудник Института авиационной медицины Адиля Котовская готовит Лайку к космическому полёту. Фото: РИА Новости

1957 год. Научный сотрудник Института авиационной медицины Адиля Котовская готовит Лайку к космическому полёту. Фото: РИА Новости

Знаменитая Лайка, легендарные Белка и Стрелка, рекордсмены Ветерок и Уголёк — пожалуй, самые известные в мире собаки. На заре космической эры об этих советских дворняжках говорил весь мир. Они помогли людям сделать бесценные открытия и покорить космос.

В 50–60-е годы в подготовке этих собак-космонавтов участвовала доктор медицинских наук Адиля Равгатовна Котовская. Она и по сей день — в 90 (!) лет — занимается наукой. О четвероногих первооткрывателях и их судьбах профессор рассказала корреспонденту «ОГ».

«Это была очень непростая история для всех нас. В прошлом году исполнилось 60 лет со дня запуска второго искусственного спутника Земли. На борту была дворняжка по кличке Лайка. Она стала первым в мире живым существом, доставленным на орбиту (до этого дня собак отправляли в непродолжительные полёты в верхние слои атмосферы, на геофизических ракетах, которые выход на орбиту не предполагали. — Прим. «ОГ»). Мы знали, что эта славная собачка, которую все успели полюбить, не вернётся на Землю… Космический аппарат, на котором её отправили в полёт, не предусматривал возврата, мы на тот момент ещё не разработали механизм спуска. И все мы — биологи, инженеры — просили у Лайки прощения, отправляя её в неизведанное. Ей предстояло открыть путь в космос человеку.

По расчётам, она должна была провести на орбите около недели. Когда она взлетала, всё шло по плану. Мы получали её данные — температуру, артериальное давление, кардиограмму и частоту дыхания. Прошло, наверное, около суток, когда её состояние стало ухудшаться. Дело в том, что траектория полёта спутника была не очень хорошо построена. Она была вытянутой, и большую часть времени спутник находился на Солнце. Произошёл перегрев. Система терморегулирования не сработала, и Лайка погибла…

За короткое время, которое она провела на орбите, мы смогли получить самый главный результат: высокоразвитое животное может существовать в условиях невесомости. Этот полёт имел колоссальное значение для науки и развития всего человечества.

Знаменитых Белку и Стрелку на самом деле звали Капля и Вильна. Нам тогда сказали — ну что за клички для собак, о которых завтра будет говорить весь мир? Неблагозвучные, как будто иностранные. В переименовании, кстати, участвовал основоположник космической медицины Олег Газенко, он очень душевно относился к братьям нашим меньшим. Так появились новые забавные клички. Белка и Стрелка стали первыми животными, которым удалось успешно вернуться на Землю после орбитального полёта. Они сделали 17 витков вокруг Земли.

Вскоре у Стрелки появились щенки. После космического триумфа фотографии этих собак попали во все мировые СМИ. Так вот, супруга президента Кеннеди Жаклин просто мечтала получить такого щенка. И тогда развернулась целая дипломатическая миссия — это было нечто. Генерал-лейтенант Ювеналий Волынкин, который возглавлял Институт авиационной и космической медицины, рассказывал, как к нему обратилась делегация дипломатов из американского посольства. Они выбрали очень симпатичного белого и действительно пушистого щенка по кличке Пушок и с церемониями отвезли на радость Жаклин в Америку. Сейчас пишут о том, что щенка якобы звали Пушинка и это была «девочка». Но у нас никакой Пушинки не было, только «мальчик» Пушок.

Нам не раз приходилось давать собакам новые клички перед полётами. Была у нас собака-космонавт Маркиза — очень капризная, гордая и непослушная. Она потом стала, кажется, Белянкой. Назвали попроще. Была собачка, которую сначала самонадеянно назвали Удачей и с такой кличкой уже повезли на космодром. Но перед стартом космонавты, которых привезли посмотреть на запуск, решили всё-таки переименовать — назвали Звёздочкой.

В космос брали только «девочек». Почему? Очень просто: дело в том, что «мальчики», когда, простите, делают пи-пи, поднимают лапу, поэтому приспособить к ним ассенизационное устройство труднее. Впрочем, здесь речь только о продолжительных орбитальных полётах. На ракетах на небольшую высоту летали и «мальчики».

Почему для полётов выбрали собаку, а не кошку? Такой вопрос однажды встал перед учёными. Очевидно, что кошка — сама себе хозяйка, а нам нужно было послушное животное, поэтому остановились на собаках. Возраст — три-четыре года, до пяти килограммов весом, некрупные. Мы набирали исключительно беспородных, для нас их находили прямо на улице. Такие собаки более выносливые. Они умеют выживать и в мороз, и в жару. Жизнь заставляет дворняжек быть более устойчивыми.

Судьба у собак-космонавтов сложилась по-разному. Были, конечно, те, кто погибал при неудачных запусках… Про Уголька и Ветерка меня лучше даже не спрашивайте (эти дворняжки установили рекорд по продолжительности полёта — 22 дня — и вернулись в очень тяжёлом состоянии. — Прим. «ОГ»). Это была невероятная ошибка, о которой я ни за что не хочу вспоминать.

Чаще всего вернувшиеся собаки жили в нашем виварии. За ними ухаживали, следили за их состоянием. Иногда сотрудники и руководство института брали собачек себе домой.

А потом было знаменитое «Поехали!». Как врач я готовила в полёт Юрия Гагарина. Мы работали на полигоне в Казахстане в условиях жуткой секретности — так, что даже название полигона вслух не произносили. Перед историческим запуском проверяли каждую деталь.

Сегодня я могу сказать, что вне всякого сомнения только благодаря четвероногим космонавтам, нашим кропотливым исследованиям и экспериментам мы смогли провести успешный полёт человека в космос. Нам удалось открыть космическую эру».

Досье "ОГ"

Адиля Котовская родилась 22 октября 1927 года в Самарканде (Узбекская ССР). Окончила Первый Московский медицинский институт им. И.Сеченова. В 1955-м перешла на работу в Научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины ВВС. С 1973 года и по сей день работает в Институте медико-биологических проблем РАН (Москва). Руководит лабораторией физиологии ускорений.

Готовила к полёту Юрия Гагарина и других космонавтов. Главная тема её исследований — влияние невесомости и перегрузок на живой организм, повышение резервных возможностей человека.

Руководитель международных научных проектов по космической биологии и медицине. Автор более 280 научных трудов и 5 изобретений.

  • Опубликовано в №1 от 4.01.2018 под заголовком «Отправляя её в космос, мы знали, что она не вернётся»
Областная газета Свердловской области