Педагог высшей школы призвал детей считать родителей злом

По решению комиссии по этике УрФУ, которой руководит замректора Дмитрий Бугров, Константин Юрченко извинился за дискриминацию целого поколения (на фото — фрагмент лекции, опубликованный в твиттере Владимира Соловьёва*)

По решению комиссии по этике УрФУ, которой руководит замректора Дмитрий Бугров, Константин Юрченко извинился за дискриминацию целого поколения (на фото — фрагмент лекции, опубликованный в твиттере Владимира Соловьёва*)

Скандал по поводу разжигания конфликта «отцы — дети» в стенах Уральского федерального университета во время январских лекций для школьников вышел на федеральный уровень. Вся страна обсуждает, какое право имел преподаватель университета настраивать детей против своих родителей и считать их взяточниками и коррупционерами. Содержанием лекции возмутился в своём твиттере телеведущий Владимир Соловьёв.

Плюс 3 балла. В советские годы вузы проводили дни открытых дверей — по сути, экскурсии. Сейчас это мероприятие приобрело модную интерактивность: старшеклассников на время включают в студенческую жизнь — дают послушать лекции и поучаствовать в семинарах. Да ещё и дополнительные баллы к ЕГЭ прибавляют при успешном выполнении заданий во время тест-драйва. В Уральском федеральном университете — три балла: для кого-то они могут оказаться решающими при зачислении на бюджет.

В этом году тест-драйв в УрФУ прошёл уже в шестой раз, и в нём приняли участие 349 старшеклассников Большого Урала и Казахстана. И он прошёл бы никем не замеченным, если бы видео и фото одной из лекций не попало на глаза телеведущему. Соловьёв с возмущением опубликовал в твиттере выдержки лекции кандидата экономических наук, директора департамента экономики и финансов Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ доцента Константина Юрченко: «Дискриминационные рассуждения. На мой взгляд, совершенно непозволительные ни в одной цивилизованной стране. (…) Лекция называется «Почему студенты выведут экономику из кризиса». На экране основные тезисы от К. П. Юрченко. Что скажут юристы? А мы после этого удивляемся, почему у нас такое молодое поколение…».

Лектор УрФУ безо всяких сомнений мазал чёрной краской поколение родителей школьников, которые пришли получить у него ценные университетские знания. Слайд так и назывался: «Потерянное поколение».

— Что это за такое страшное поколение? — спрашивал Константин Юрченко детей. На видео — не только выпускники, но и ребята 15–16 лет. Ответить на вопрос они не смогли — только поддакивали со своих мест, чтобы понравиться преподавателю. Дополнительные 3 балла к ЕГЭ, очевидно, манили их. И тогда Юрченко ответил себе сам:

— Сразу прикидывайте, что это те, кому не менее 45 — 50 — 55 лет.*

Слайд красноречиво предъявлял детям: «Люди = 1965 — 1975 годов рождения — одно из самых больших зол». Видимо, он призван был закрепить оценку о людях возраста, к которому… упс… относятся и родители старшеклассников. Конечно, слово-то школьники могли и мимо ушей пропустить. А вот визуальный ряд уж точно закрепит отношение к этому «совку», который, в соответствии со слайдом, люди данного поколения из себя «не изжили».

Жительница Екатеринбурга Елена Залатинатоже отправила сына-десятиклассника из гимназии №45 на тест-драйв в УрФУ.

— Каждый час у сына на вес золота: в свободное время решает задачи по математике, много читает, тренируется по русскому, занимается с репетитором по английскому — все силы брошены, чтобы успешно сдать ЕГЭ, — признаётся мама. — Думали, в университете на лекциях сможет получить дополнительные знания, углубить их, надеялись на полезное использование времени. Но не получили этого. На лекциях была откровенная ахинея. А ведь можно было рассказать что-то по истории, не входящее в школьную программу…

Когда Соловьёв своим твитом всколыхнул бурю в Интернете, на форумах и в соцсетях родители студентов разных вузов и сами преподаватели стали делиться прекрасным: эта самая ахинея в стенах университетов — довольно частый гость. «Очень часто преподаватели ведут лекции спустя рукава, готовятся к ним плохо, предлагают студентам читать статьи в Интернете, а оценки за экзамены ставят всем сплошь ни за что», — признаётся на условиях анонимности преподаватель УрФУ Валентина З. И если раньше екатеринбургские вузы так высоко котировались среди родителей, что им отдавалось предпочтение даже при доступности столичных, то сегодня уже не так. Родители старшеклассников признаются, что оставляют учиться детей на Урале, только если они не проходят по конкурсу в университетах Москвы и Санкт-Петербурга. И выходит, что скандал, затеянный Владимиром Соловьёвым, вскрыл большую проблему качества вузовского образования в Екатеринбурге.

Придумали новый миф. — Преподаватели, как люди творческие, часто имеют оригинальное мнение по любому вопросу жизни, — поясняет преподаватель Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук Максим Марамыгин. — Однако образование в нашей стране — вне политики, таково федеральное законодательство. Каких бы политических взглядов ни придерживался сотрудник вуза, он не имеет права выражать их на лекциях — тем более, перед школьниками. Руководство в курсе специфики своих преподавателей, и уж ко школьникам и даже к студентам дневной формы обучения таковых допускать не должно. К заочникам — пожалуйста: там люди тёртые, бывалые, повлиять на их убеждения вряд ли удастся. А здесь ситуация осложнилась тем, что фактически лектор объявил злом родителей ребят, сидевших за партами. Очевидно, он считает этим злом себя… Но обвинять в этом матерей и отцов этих детей совершенно необоснованно, по сути, подстрекательство.

Марамыгин считает, что проблема оказалась в недосмотре руководства: если сам лектор не понимает разницу между школьниками и студентами, то он не готов работать с детьми. И любые дни открытых дверей для школьников надо более тщательно организовывать, чтобы эти мероприятия не превращались в вузовскую антирекламу.

Замдиректора Института философии и права УрО РАН Виктор Мартьянов и вовсе вынес вердикт материалу, прочитанному Юрченко, как антинаучному:

— С точки зрения науки, делить людей по поколенческому признаку — значит мифологизировать реальность и наше представление о ней. Деструктивно сравнивать поколения, а тем более противопоставлять их, это не несёт никакой познавательной ценности. Это было модно в послереволюционные годы — и обосновано перестройкой общества. Пушкина уже сбрасывали с корабля современности. Правда, потом оказывалось, что его произведения отлично вошли в программу советской школы. Если эту теорию конструировать дальше, то выйдет, что у каждого поколения можно найти достаточно минусов — впрочем, как и плюсов. И, кстати, о «совке». Именно он позволил получить и самому лектору, и всем представителям поколения 45 — 55 образование того высокого качества, о котором сегодня мы можем лишь мечтать и сожалеть как об утерянном.

Дословно

Фрагмент лекции Константина Юрченко :

«Эти люди получили своё образование в конце 80-х — начале 90-х. Эти люди стали ненужными сразу, как только они получили своё образование — в большинстве своём. Всякие там словоблуды типа управленцев, философов, экономистов — они стали никому не нужными. И случились вот эти лихие 90-е годы, когда эти люди вынуждены были как-то приспосабливаться. Они научились грабить, убивать, обманывать, коррумпироваться, давать взятки и брать взятки.

Вот это — тот опыт, который они накопили за 90-е годы. Казалось бы — ну, что делать, люди попали под раздачу и попали. Но! Сегодня им 50 — 55 лет, и сегодня люди именно этой возрастной категории занимают ключевые посты: директора всяких там заводов, заместители директоров заводов, ректора вузов — это всё люди вот этого самого поколения».

  • Опубликовано в №3 от 11.01.2018 под заголовком «Дискриминация поколения»
Областная газета Свердловской области