В Свердловской области изобретательством занимаются три сотни школьников

ракета-игрушка

В портативном ракетодроме Захара Гусева для запуска модели используется электроэнергия. Фото: Владимир Мартьянов

Ещё год назад юных изобретателей на Среднем Урале было в два раза меньше, чем в этом году, — около 150. Сегодня, во Всемирный день детского изобретательства, Лариса Жильцова, начальник отделения политехнического образования Свердловского областного Дворца молодёжи, рассказала, что развивают изобретательство юных в регионе не только в 55 центрах технического творчества, но и в общеобразовательных школах, и в детских кружках.

— Самостоятельно, без руководства взрослых, изобретения у детей появляются крайне редко, — признаётся Лариса Жильцова. — Но стимулировать детскую изобретательскую мысль можно и нужно: это позволяет детям включиться в поиск и познать на практике многое из того, что в учебниках по физике, биологии, химии или математике даётся скучным теоретическим языком. Изобретая, ребёнок осознаёт связь знаний с жизнью, — так что это очень важно и для образования.

На прошедшей только что, в зимние каникулы, проектной смене в загородном лагере «Таватуй» юные изобретатели получили задание придумать, разработать и сконструировать средство, которое позволит обезопасить водителей на трассах с риском выхода крупных животных из леса. Что это будет? Взрослые, придумавшие коварную задачу, ответа не знают. Но по опыту уверены: детские пытливые умы проблему точно решат.

Так, на прошлом фестивале «ТехноРегион» Андрей Фадеев из Камышлова представил изобретение схожей сложности: установку, которая измеряет гибкость позвоночника и тазобедренных суставов. Ноу-хау принадлежит школьнику от идеи до исполнения — и теперь изобретение получает патент. Уже прошло все испытания — готово к производству, может использоваться в медучреждениях.

— Дети — изобретатели по своей природе, учителя могут лишь направить эту энергию на решение конкретных задач, снабдить ребёнка нужными знаниями, — говорит Жильцова. — Сможет учитель научить школьника видеть простое рядом, значит, появится и изобретение. В рамках Детской инженерной школы у нас появились возможности развивать технические способности детей — на это направлены и проектные смены в лагере «Таватуй», почти в каждом муниципалитете действуют кружки и секции. Многие детские проекты получают высокую оценку на федеральных и международных конкурсах ("ОГ" уже рассказывала о трёх школьниках из Екатеринбурга, победивших на фестивале "Робокап" в Таиланде).

Юный житель Верхней Пышмы Захар Гусев, которому недавно исполнилось 9 лет, авиа- и ракетомоделированием занимается с первого класса. На его изобретение «Электромагнитная пусковая установка для запуска ракет на основе пушки Гаусса» как раз сейчас выдаётся государственный патент. Придумать домашний космодром ему пришлось для того, чтобы осуществить свою мечту.

Дело в том, что к участию в соревнованиях по этому виду спорта допускаются дети только с 10 лет. Но Захар тоже очень хотел попробовать, поэтому изобрел ракету, в которой не используется порох.

— Я давно мечтал попасть на Всероссийский конкурс юношеских чтений имени Королёва, который проходит в Самаре, поэтому решил создать космодром — пусковую площадку для закрытых помещений, — поясняет Захар Гусев. — Свою ракету я назвал «ГЗ-1», поскольку в названиях самолётов и ракет используются первые буквы имени и фамилии конструктора.

По словам Захара, его изобретение — это почти «Гаусс-пушка», специалисты высоко оценивают выдумку юного изобретателя. Разработка верхнепышминца попала в финалы самых престижных конкурсов по авиа- и ракетомоделированию: научно-технического творчества молодёжи (НТТМ, Москва) и фестиваля «От винта!», проходившего в рамках авиасалона МАКС-2017.

Светлана Фёдорова, заместитель директора «Технического университета УГМК» по высшему образованию:

— То, что школьник из Верхней Пышмы Захар Гусев вошел в число самых юных изобретателей в мире – не случайно. В городе действует несколько инженерных классов. А с прошлого года УГМК запустила в городе проект, суть которого – в отборе детей с инженерным складом ума. Этим детям помогают развиться, дают возможность общаться с настоящими инженерами на реальном производстве, решать по-настоящему сложные задачи. Эти же дети – потенциальные студенты Технического университета УГМК, который именно за этот проект получил статус федеральной инновационной площадки.

  • Опубликовано в №7 от 17.01.2018 
Областная газета Свердловской области