Дети с нарушением слуха: как исправить ситуацию?

Александр Устинов: «Снижение слуха у ребёнка следует как можно быстрее скорректировать». Фото: Александр Зайцев

Александр Устинов: «Снижение слуха у ребёнка следует как можно быстрее скорректировать». Фото: Александр Зайцев

«ОГ» продолжает цикл публикаций о том, как помочь людям, страдающим нарушением слуха (см. первые публикации в номерах за 14 ноября и 18 декабря 2017 г.). Сегодня руководитель Уральского медицинского центра восстановления слуха у взрослых и детей (с рождения) «Мастерская слуха» Александр УСТИНОВ рассказывает о том, как справиться с нарушением слуха у детей.

— Александр Валерьевич, скажите, насколько распространена такая патология?

— Данная патология бывает как врождённой, так и приобретённой. По статистике, на тысячу новорождённых рождается один глухой ребёнок, а в течение первых двух-трёх лет жизни еще два-три ребёнка теряют слух. Чаще всего причинами патологии слуха являются наследственный фактор, внутриутробная гипоксия, родовые травмы, а также болезни матери во время беременности. Сегодня в нашей стране внедрена в практику единая система раннего выявления нарушений слуха у новорождённых. Исследования проводятся в роддоме или детской поликлинике. Однако довольно часто, вследствие субъективных и объективных причин, такие исследования оказываются малоинформативными. Они не дают ответов на вопросы о том, в какой степени недослышит ребёнок, будут ли нарушения слуха носить временный или постоянный характер, действительно ли существует проблема или это ошибка. По этой причине определение отклонений у малыша в восприятии звуковых раздражителей ложится главным образом на маму, ближайших родственников и участковых педиатров. Очень важно понимать, что своевременная диагностика нарушений слуха у малыша чрезвычайно важна, так как его способность слышать окружающий мир напрямую повлияет на его способность произносить звуки и формировать разговорную речь в будущем, а также на развитие его умственных способностей. Поэтому, если ребёнок в определённом возрасте не разговаривает, — это тревожный сигнал для родителей, и им следует незамедлительно обратиться к специалисту.

— Как родители могут понять, что у новорождённого ребёнка проблемы со слухом?

— Прежде всего, у малыша не будет чётких реакций на громкие звуки. Грудной ребёнок не будет поворачивать головку на голос взрослого или хлопание в ладоши. Что касается детей постарше, существуют нормативы появления и накопления словарного запаса: к возрасту одного года — 10–20 слов (обычно, это звукоподражания: мяу, ав-ав, ма-ма, па-па и так далее), к 1,5 годам — примерно 50 слов (в том числе, появление глаголов «дай», «иди» и других). К двум годам ребёнок должен уметь произносить порядка 200–400 слов и формировать простые фразы, к трём годам в его запасе должно быть уже 800–1000 слов. Иногда случается так, что, достигнув определённого возраста, ребёнок так и не начинает говорить или использует в своей речи совсем небольшое количество слов. Родителям, бабушкам и дедушкам в таких случаях следует насторожиться и постараться разобраться в причинах молчания ребёнка. И прежде всего, необходимо выяснить, насколько хорошо малыш слышит. Нужно записаться на консультацию к детскому сурдологу, сделать аудиометрическое исследование, отоакустическую эмиссию, импедансометрию. Если при обследовании у ребёнка будет выявлено снижение слуха, то это нарушение следует как можно быстрее скорректировать. Это может быть медикаментозное лечение, слухопротезирование или кохлеарная имплантация. Одновременно с этим нужны занятия с сурдопедагогом для формирования речи и умения общаться.

Если слух у вашего ребёнка в норме, а он не говорит, при этом существуют проблемы в поведении (малыш дерётся, кричит или, наоборот, замкнут), то появляется необходимость в консультации логопеда-дефектолога, который разработает индивидуальный план мероприятий по реабилитации малыша и подскажет родителям, как правильно его развивать.

Важно отметить, что в современном обществе всё ещё существуют ложные стереотипы и ошибочные представления родителей о развитии речи ребёнка. К примеру: «малыш может заговорить и после трёх лет, ведь его папа тоже начал поздно говорить», «мальчики начинают говорить позже девочек», «соседский мальчик до пяти лет не говорил, а сейчас в школе на пятёрки учится» и так далее. В любом случае, если вы замечаете, что ваш ребёнок в речевом развитии отстаёт от сверстников, необходимо обратиться к специалисту и выяснить причину этой задержки. К большому сожалению, на сегодняшний день наблюдается недостаточное количество квалифицированных специалистов в области детской сурдологии, диагнозы ставятся с большим опозданием по срокам, а умение корректировать слух малышей оставляет желать лучшего.

— Какие услуги предоставляет ваш медицинский центр «Мастерская слуха»?

— Мы работаем с детьми начиная с рождения. Нашими специалистами получен патент на изобретение по способам ранней диагностики слуха у новорождённых, а также разработана технология и внедрены авторские методики по восстановлению слуха у детей раннего возраста. Но есть один минус — это очередь на приём. Дело в том, что детей к нам везут со всего Уральского региона, Сибири и Дальнего Востока.

  • Опубликовано в №11 от 23.01.2018 

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области