В Екатеринбурге появился каршеринг – автомобили напрокат. В чём его удобство и недостатки?

31 января 2018, 18:43
Благодаря окраске эти автомобили с другими не спутаешь. Фото: Пресс-служба сервиса «Делимобиль

Благодаря окраске эти автомобили с другими не спутаешь. Фото: Пресс-служба сервиса «Делимобиль

Ничего революционного в этой идее нет, такая услуга успешно действует во всём мире. Наиболее известна фирма «Гертц». Можно взять машину в одном городе, уехать в другой и там оставить. У нас сервис автомобиля напрокат с поминутной оплатой «Делимобиль» стартовал в Москве в 2015 году. Затем прижился в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Уфе и вот появился в Екатеринбурге.

Чем он интересен? Ребята просто хорошо всё посчитали, и получается, что личный автомобиль используется по времени в год примерно на семь процентов. И стоит ли вбухивать в него немалые деньги, чтоб потом иметь головную боль со страховкой, заменой колёс, техосмотром, ремонтом и так далее? Как объект выгодного вложения средств, машина тоже не годится — она начинает дешеветь сразу же после покупки. Не проще ли взять в аренду, съездить куда надо и сдать обратно, как это делается во всём мире?

На первый взгляд, действительно, проще, и сервис не стал бы развиваться и идти в другие города, если бы не пользовался спросом и не приносил доход. Средняя поездка в Москве занимает 34 минуты, в Уфе — 23 минуты, в Нижнем Новгороде — 29–30 минут. У нас в Екатеринбурге в расчёт взяли московские мерки. И инициаторов не смутило, что у нас такси с некоторых пор стало тем, чем и должно быть — сравнительно недорогой и удобной услугой. Клиентская база, конечно, во многом совпадает, но всё-таки разная: чтобы ездить на машине, взятой напрокат, нужно как минимум иметь права, а на такси все ездят.

Кстати

Сейчас в России работают 13 операторов сервиса каршеринга. Их совокупный автопарк с 2015 года вырос в 7,6 раза и на текущий момент составляет более 6 500 единицы. Доля «Делимобиля» составляет 36 процентов.

Схема пользования машиной напрокат выглядит следующим образом:

Теперь можно будет взять авто напрокат и приехать в аэропорт и оставить её на стоянке. Однозначно дешевле такси выйдет. Фото: Владимир Мартьянов

Но есть ряд факторов, о которых нужно обязательно знать. Вся система работает в зоне ограничения, которая обозначена в приложении.

В случае ДТП по вашей или чужой вине нельзя покидать место аварии до прибытия инспекторов ДПС. Если водитель оказался пьян, машину у него, понятно, на эвакуаторе не заберут, но никакого страхового возмещения не будет.

Первый же день проекта показал, что услуга в Екатеринбурге пользуется спросом и машин катастрофически не хватает. Все они одной марки — «Хюндай Солярис». Выделяются своей яркой окраской. Пока в город перегнали 50 машин после трёхлетнего пробега по Москве. То, что все они одной марки — это понятно, проще в обслуживании и ремонте. В ближайшее время парк увеличат до 100, а к ЧМ-2018 — до 200, а то и 300 машин.

Организаторы уверяют, что внедрение каршеринга поможет разгрузить бич мегаполисов — пробки. Во всяком случае, при возможности взять машину напрокат у многих семей отпадает необходимость во второй машине — скажем, для жены.

На автофорумах москвичи жалуются, что система неплоха, но часто приложение «глючит», обновление не успевает за ситуацией, и машину на обозначенном месте вы не найдёте, приходится звонить в службу техподдержки и так далее. Напрягает и то, что топливо залить можно только на определённых заправках.

Комментарии

Иван Кадочников, адвокат, водительский стаж 17 лет:

— С точки зрения закона, здесь всё сделано правильно. Говоря юридическим языком, это договор аренды транспортного средства без экипажа, который предусмотрен Гражданским кодексом. Но в данном случае договор носит консенсуальный характер, то есть вы соглашаетесь на все условия компании. Меня лично смущают только два момента. Во-первых, передача машины должна всё-таки происходить по акту приёмки-передачи, а не из рук в руки. Незаконного тут ничего нет, но я вижу почву для возможных конфликтов.

Во-вторых, вы передаёте компании свои персональные данные и возможность снятия денег с вашей карточки безакцептно. Незаконного тоже нет ничего, но опять же в случае конфликта потребитель рискует — с него снимут деньги, а потом разбирайся.

Елена Заводова, сотрудник Фонда соцстрахования, водительский стаж три года:

— Думаю, что такой сервис приживётся и будет развиваться. Он особенно интересен будет женщинам: не надо мотаться по сервисам, мыть машину, обслуживать её, менять колёса. Съездил, рассчитался — и все дела.

Анастасия Байраковская, журналист «ОГ», водительский стаж 11 лет:

— Честно говоря, не могу смоделировать ситуацию, в которой я бы воспользовалась прокатной машиной. Это же не велосипед, нужны навыки, определённый опыт. Ответственное дело! И вопрос своей безопасности и детей меня беспокоит. Нет уж, лучше я на своей…