Охота на фельдшеров

В 2014 году «ОГ» писала о фельдшере Кирилле Балдине, приехавшем из Тавды работать в ФАП посёлка Карабашка. Он хотел поскорее вернуться поближе к цивилизации. Сегодня Кирилл возглавляет ФАП  в Карабашке, женился и воспитывает сына. Фото: Дарья Белоусова

В 2014 году «ОГ» писала о фельдшере Кирилле Балдине, приехавшем из Тавды работать в ФАП посёлка Карабашка. Он хотел поскорее вернуться поближе к цивилизации. Сегодня Кирилл возглавляет ФАП в Карабашке, женился и воспитывает сына. Фото: Дарья Белоусова

В Свердловской области взят курс на укрепление первичной медицины. Теперь муниципальные власти не имеют права закрыть сельский фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) без согласия жителей. Наоборот, от муниципалитетов ждут предложений по открытию новых учреждений. Но как возводить новые ФАПы, если и в старых работать некому. В области постоянно открыто более ста вакансий сельских фельдшеров. «ОГ» выяснила, что сейчас предпринимается, чтобы медик со средним специальным образованием устремился в село.

Вынуждены болеть по расписанию

Фельдшер — это слово немецкого происхождения, в переводе обозначает «полевой врач». В Европе специальность существовала только в военное время, а в нашей стране она — одна из самых востребованных в медицине. Специалиста со средним специальным образованием ждут в Скорой помощи, на терапевтических и педиатрических участках поликлиник. Но более всего в фельдшерах нуждается село. Под них заточена система ФАПов, их у нас в области 670.

Сегодня в регионе трудятся 5486 фельдшеров. Ежегодно учебные заведения поставляют отрасли более 300 молодых специалистов. И всё же их катастрофически не хватает. Чем дальше деревня от городской цивилизации, тем сложнее найти медика.

Круглый год главврачи наших больниц ведут охоту на дефицитных специалистов. В ход идут разные приманки. Самые распространённые — повышенная зарплата и жильё. Например, главврач Белоярской районной больницы Юрий Иушин ищет сегодня фельдшеров для четырёх ФАПов.

— Здания там либо модульные, либо прошедшие ремонт. Зарплата 40 тысяч рублей. А вот жильё можем предоставить только в Логиново. Вот в этом и заминка, — объясняет Юрий Иванович.

ФАП

В этом году в Серебрянке ждут нового врача общей практики, которая заканчивает Пермский медуниверситет и собирается вернуться на малую родину. Фото: Галина Соколова

Пока для ФАПа ищут хозяйку, на приёмы командируют совместителей. ФАП открыт не каждый день, люди вынуждены болеть по расписанию. Эта практика распространена повсеместно.

— У нас под Невьянском в Конёво и Киприно ФАПы работают по два дня в неделю. А вот в Аятском мы горя не знаем с тех пор, как приехала в село фельдшер Полина Иванова. Мы её семье земельный участок выделили, муж дом уже достраивает, — рассказывает глава территориальной администрации Сергей Топорков.

Нужный человек

Если в городе специалист со средним специальным образованием зачастую выполняет вспомогательные функции, то в селе он — главное медицинское светило. Есть множество случаев, когда нечаянно попавший в сельскую местность специалист уже ни на что не променяет свою работу. Победитель областного конкурса «Лучший фельдшер ФАПа» Елена Торпышева — одна из них.

— Родом я из Первоуральска. В 1999 году мне предложили на время декретного отпуска сотрудника ФАПа поработать в селе Новоалексеевском, и я решила остаться насовсем. Профессия многогранная. Принимаю пациентов всех возрастов — от младенцев до бабушек. Ситуации настолько разные, что вскоре уже чувствуешь себя универсалом. Раньше я курировала также деревню Решёты, но после установки там модульного ФАПа приняли молодого специалиста.

Победитель областного конкурса «Лучший фельдшер ФАПа» Елена Торпышева

Победитель областного конкурса «Лучший фельдшер ФАПа» Елена Торпышева. Фото: Галина Соколова

Отказался от «халупы»

Фельдшеры знают себе цену. Прошлой осенью СМИ растиражировали слова 22-летнего выпускника Краснотурьинского медколледжа, вернувшегося на работу в родные Гари.

— Было обидно, что медработнику могут предложить такую халупу. Там нет отопления, труб в ванной и в туалете, а оконные рамы сломаны и заклеены скотчем, — рассказал Ефрем Семёнов и отказался от служебного жилья.

Случаются и совсем грустные истории. Четвёртый год ветшает без дела медпункт на станции Таватуй. Там не топят и не прибирают. Изредка приезжающие на станцию десанты врачей проводят консультации прямо на улице. Давно и безуспешно ищут фельдшеров тавдинцы. В деревню Киселёво нужен сотрудник на полставки, но никто на предложенное место не зарится.

Комментарии

Один мобильный вместо шести стационарных

Андрей ЦВЕТКОВ, министр здравоохранения Свердловской области:

— В регионе сегодня 670 работающих фельдшерско-акушерских пунктов. В 2018 году мы планируем запустить в работу 12 мобильных ФАПов, поставим четыре новых модульных и отремонтируем четыре старых. На заседании правительства Свердловской области мы выслушали доклад главного врача Артинской центральной районной больницы: в этом муниципалитете уже 2,5 года организован мобильный ФАП вместо нескольких стационарных. Бригада с хорошим медицинским оснащением регулярно приезжает в сёла, деревни и посёлки — проводят и осмотр жителей, и диспансеризацию, делают анализы крови на сахар, снимают электрокардиограмму, выписывают льготные рецепты. Удаётся и людям качественно помощь оказать, и деньги на содержании стационарных ФАПов сэкономить, и за счёт этого зарплаты медикам прибавить.

Итогом и введения новых ФАПов в работу, и ремонта старых, и привлечения к работе в них медицинских специалистов в конечном счёте должны стать улучшение доступности медицинской помощи жителям сельской местности и повышение её качества. На текущий год в бюджете области заложено более 250 миллионов рублей для выплат медикам, переезжающим трудиться в деревню: по миллиону на обзаведение хозяйством для врачей. Кстати, в нашем регионе их выплачивают для всех медиков не старше 50 лет, а не только выпускникам. Кроме того, каждый приезжающий трудиться в деревню медик получает разовую выплату так называемых «подъёмных» — 35 тысяч рублей.

В прошлом году в свердловские сёла приехали работать около 70 врачей. В этом году мы надеемся, что их будет больше: каждый год мы увеличивали целевой набор в медицинский университет, сегодня у нас обучается на его шести курсах 378 целевиков. Следующим летом мы снова увеличиваем цифры целевого набора на первый курс. Сейчас у нас действуют строгие договоры с обучающимися, и удалось добиться, что 95 процентов целевиков-медиков идут работать в больницы в тех территориях, откуда они уезжали на учёбу.

Владимир ХУДЯКОВ, главный врач Артинской центральной районной больницы:

— В шести стационарных ФАПах в наших деревнях и сёлах трудно было наладить качественную работу, в основном, из-за нехватки специалистов. В результате деревенские жители оставались без доступной медицинской помощи — чтобы получить её, им приходилось ездить за десятки километров. Мы долго думали, как исправить эту бедственную ситуацию. Провели сельские сходы, поговорили с жителями, убедили их, что лучше будет организовать мобильный ФАП, чем остаться со стационарным, но неработающим. К новому мобильному ФАПу сейчас приписаны 617 человек, и как только он заработал, мы закрыли шесть стационарных, рассчитанных на 326 человек.

В мобильном ФАПе работает опытный фельдшер, который обучен вести доврачебный приём как детей, так и взрослых. Жители сельских территорий, которые он обслуживает, всегда знают, когда приедут врачи, готовятся к этому и всегда получают качественную помощь. Ни одной жалобы на работу мобильного ФАПа мы не получили за два с лишним года его работы. Этот вариант фельдшерско-акушерского пункта стал решением сразу нескольких проблем: не понадобилось строительство ФАПов в сёлах, которые этого требовали бы, а кроме того, решён вопрос с кадрами: вместо нескольких фельдшеров с медицинским обслуживанием 617 жителей справляется один специалист.

«Для городского жителя этот выбор невозможен»

— Фельдшер — это уникальная фигура российской медицины. Я так и не смогла нашим зарубежным коллегам объяснить, кто такой фельдшер. Когда я начинаю объяснять функции этого специалиста, они говорят: «Так это же врач!». Студенты специальности «Лечебное дело» проходят в колледже углублённый курс обучения — почти четыре года, — говорит директор областного медколледжа, внештатный эксперт минздрава Ирина Лёвина.

В этом году колледж выпустит 317 фельдшеров, это учитывая филиалы в разных городах. Чтобы привлекать их на работу в ФАПы, сегодня уже действует несколько мер поддержки: медработникам в селе компенсируют 100 процентов оплаты за коммунальные услуги, при 25-летнем стаже им положена пенсия по выслуге лет. А с этого года сельский фельдшер становится участником федеральной программы «Земский доктор». При заключении трудового договора он будет получать подъёмные — 500 тысяч рублей. Но большинство выпускников всё равно нацелены на работу в городской Скорой помощи и в деревню ехать не готовы.

— Для городского жителя этот выбор почти невозможен, поэтому на коллегии областного министерства здравоохранения в нашем медицинском колледже — единственном в России — возвращён целевой набор. Студенты будут буквально поимённо закрепляться за больницами в глубинке.

О первом месяце работы Кирилла Балдина в Карабашке читайте в нашем материале  «Невеста тебя удержит»

  • Опубликовано в №19 от 2.02.2018
Областная газета Свердловской области