Ненужное репетиторство

В среднем цена одного урока с репетитором в Екатеринбурге — 600–700 рублей. Куда дешевле приучить ребёнка трудиться и самостоятельно грызть гранит науки. Фото: Павел Ворожцов

В среднем цена одного урока с репетитором в Екатеринбурге — 600–700 рублей. Куда дешевле приучить ребёнка трудиться и самостоятельно грызть гранит науки. Фото: Павел Ворожцов

Высшая школа экономики опубликовала результаты опроса трёх тысяч выпускников 127 школ российских регионов, отличающихся по уровню социально-экономического развития. Результат поражает воображение: 30 процентов одиннадцатиклассников занимались с репетиторами по русскому языку и почти 40 процентов — по математике. Откуда взялся такой размах репетиторства, разбирается «Областная газета».

Медвежья услуга

— В 80-е годы прошлого века нанять репетитора школьнику значило, что ребёнок — полная бездарь, — вспоминает своё детство преподаватель русского языка Уральского федерального университета Екатерина Коробкова. — Помню, в шестом классе мне не давалась геометрия. Мама, «любуясь» на мои трояки в дневнике, вздыхая, предложила нанять репетитора. Какую бурю негодования во мне вызвало это, казалось бы, безобидное предложение! Я разозлилась, угроза занятий с репетитором послужила отличным стимулом — и через месяц в дневнике напротив чёрного для меня слова «геометрия» появились четвёрки, а ещё через пару месяцев учитель смело выводила пять по этому предмету за четверть.

Действительно, поколение 30+ выросло и обзавелось высшим образованием безо всякой помощи репетиторов. Всем хватило школьных знаний, чтобы сдать выпускные экзамены и вступительные в вуз. Максимум, на который шли и дети, и родители — подготовительные двухнедельные курсы. И всё на этом. Сегодня же нередко нанимают репетиторов даже первоклассникам. Зачем? Директор лицея №180 Екатеринбурга Алексей Крылов считает, что современные родители сами растят из своих детей потребителей:

— Нанимая репетиторов, которые на своих занятиях дублируют школьную программу или делают домашнее задание с ребёнком, мамы и папы наносят колоссальный вред воспитанию. Ученик думает: зачем мне внимать учителю на уроке? Зачем выполнять домашнюю работу, если в любой момент придут тётя или дядя и всё это сделают за меня — разжуют и в рот положат? Вместо навыков самообразования и самодисциплины ребёнок получает только опыт потребления и простимулированной лени.

— Репетитор — это костыль для школьника, — уверена и учитель химии школы №32 Екатеринбурга Ольга Ткачёва. — Человек, умеющий ходить, привыкает к костылю и начинает хромать, поскольку мышцы дряхлеют. Так и ученик. Не напрягая сам память и волю, он отвыкает работать, и всё это при поощрении, с согласия родителей. Особенно вредно репетиторство в начальной школе, когда ребёнок только постигает законы учёбы. Если он привыкает к нанятым за деньги учителям с первого класса, то вряд ли сможет дальше учиться самостоятельно, без этого костыля.

Выходит, заботливые мамы и папы оказывают своим чадам медвежью услугу, выкладывая деньги «за знания». Намного лучше заставить их трудиться и самим эти знания добывать. Педагоги убеждают: облегчать жизнь учеников таким образом вредно.

— Постулат «Учение — это труд» очень верен, — считает Крылов. — Учёба для ребёнка — та же работа, и чтобы выполнять её качественно, добиваться хороших результатов, надо прикладывать серьёзные усилия.

Мы, родители, сами растим барчуков? Хотя из них, всем известно, выходят лишь недоросли… Отчего же не пугают нас митрофанушки в перспективе?

Проверка знаний?

Принято считать, что репетиторство выросло на волне введения Единого государственного экзамена в школах. Однако далеко не все с этим стереотипом согласны и главной причиной называют общее снижение качества образования в школах. У Натальи Шиховой дети учатся в одной из известных в уральской столице школ — в гимназии №104. Популярность доказывается тем, что места в первые классы в эту школу заняты уже в первую ночь приёма заявлений на сайте госуслуг.

— Но в старших классах все учителя говорят и детям, и родителям откровенно: хотите хорошие баллы на ЕГЭ — нанимайте репетитора, — делится с «ОГ» Шихова. — В 11-м классе даже ввели свободное посещение уроков — практически официально разрешено заменять учёбу в школе на занятия с репетиторами.

И это далеко не уникальный случай. В соцсетях то и дело родители учеников из разных школ рассказывают одно и то же: теперь уже в школах редки нормальные уроки, на которых педагоги объясняют материал. В моде у современного учителя — дать задания и вовсе уйти из кабинета или дать задание и всем, кто не справится, выставить двойки. Без объяснения темы. Новый учитель английского в классе дочки коллеги-журналиста высокие отметки ставит только тем детям, кто учится на дополнительных платных курсах. Остальным выше четвёрки не получить — он же не даёт знаний. Только самостоятельные и контрольные проводит. Каждый урок.

— К сожалению, сегодня школьные учителя превращаются из людей, которые учат, в людей, которые проверяют, — признаёт Алексей Крылов. — Это становится большой проблемой современной школы.

Если даже сами представители учительской профессии признаются в этом — как серьёзно должен был назреть вопрос? Педагоги считают, что большой ошибкой было на законодательном уровне признать школьное образование сферой услуг.

«Спасибо, учитель!»

— Я преподаю студентам русский язык как иностранный, — рассказывает Екатерина Коробкова. — Студенты из Вьетнама берут задания из рук преподавателя с поклоном и словами: «Спасибо, учитель».

Ещё недавно труд учителя у нас уважали примерно так же. Это уважение зависит во многом от самих педагогов: вопрос в том, насколько качественно мы выполняем свою работу.

Мнение

Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования Екатеринбурга, бывший учитель физики, экс-директор гимназии № 9 уральской столицы:— Репетитор бывает необходим, однако неправильно, если такие занятия становятся системой. Всё, что нужно для его учёбы, есть в школе на уроках. Нужно только приучить ребёнка пользоваться тем, что даётся на обычных уроках за партой, и вовремя при должном усердии выполнять домашние задания. Убеждена, что к репетиторам можно обращаться лишь в самом крайнем случае — к примеру, когда из-за тяжёлой болезни ребёнок пропускает слишком много уроков — целую учебную четверть. Это может быть объективной причиной.

  • Опубликовано в №34 от 27.02.2018 
Областная газета Свердловской области