Богдановичская арабика

Галина Карпова: «А это — пуансеттия, или «рождественская звезда».  У меня она цветёт аж до марта. Фото: Алексей Кунилов

Галина Карпова: «А это — пуансеттия, или «рождественская звезда». У меня она цветёт аж до марта. Фото: Алексей Кунилов

Зимний сад — это не всегда утеха богатых. Такой уголок зелени ещё 15 лет назад создали при строительстве дома обычные сельские жители, а ныне пенсионеры, Галина Ивановна и Валерий Геннадьевич Карповы из села Грязновское, что под Богдановичем. Сейчас в своём зимнем саду они выращивают кофе, периодически снимают урожай плодов с каламондина — гибрида мандаринового дерева с кумкватом, лакомятся ягодами мурайи.

Душа отдыхает

Вход в зимний сад у Карповых — из кухни. И неизвестно ещё, где хозяйка больше проводит времени: стряпая на кухне или ухаживая за растениями в маленьком саду по соседству с ней.

— Душа здесь отдыхает, — раскрывает секрет привязанности к своему вечнозелёному уголку Галина Карпова.

На улице лежат ещё не тронутые теплом сугробы, а здесь — царство вечной зелени. Первым делом бросается в глаза небольшое деревцо с миниатюрными оранжевыми, как у мандарина, плодами.

— Это каламондин, гибрид мандарина с кумкватом, или иначе — фортунеллой, — поясняет Галина Ивановна. — Плоды уже созрели, мы их срываем, режем и кладём в чай.

Так выглядят плоды каламондина — цитрусовой экзотики. Фото: Алексей Кунилов

Самое любимое дерево

— А это что? — удивляюсь веткам другого деревца, усеянным краснеющими, как у вишни, ягодками-плодами.

— Это — кофе, наше самое любимое дерево в этом саду, — признаётся хозяйка.

Вот так впервые, в селе под Богдановичем, довелось увидеть плодоносящее кофейное дерево. Каждый год хозяева снимают с него плоды и готовыми кофейными зёрнами наполняют двух-, а то и трёхлитровую банку. Потом весь год пьют свой кофе. Забегая вперёд, скажу, что угостили этим напитком и нас. Богдановичская арабика оказалась не только вкусной, но и намного более бодрящей, чем напитки, приготовленные из магазинных зёрен.

— Кофе у нас уже лет десять растёт. Купили его совсем маленьким росточком в оранжерее, что была в дендрарии рядом с цирком в Екатеринбурге. И вот уже больше пяти лет он плодоносит. Цветёт летом, и аромат во время цветения распространяется по всему дому. Потом завязываются плодики, как бы вишенки. Внутри каждой — по две косточки. Сейчас они уже начинают краснеть, а в июне, к моменту сбора, станут бордовыми, — рассказывает Галина Карпова.

После сбора кофейных плодов она проводит их ферментацию, только потом извлекает кофейные косточки из мякоти. Кстати, путём ферментации в промышленных масштабах получают только самый высококачественный кофе.

Зреющие плоды кофе и кофейные зёрна прошлогоднего урожая. Фото: Алексей Кунилов

Лечебный аромат

В той же екатеринбургской оранжерее приобрели Карповы и мурайю, так называемое дерево японских императоров. Мурайя тоже плодоносит, её ягоды имеют особую лечебную силу.

— Цветёт мурайя шикарно, а цветки её просто благоухают, — делится впечатлениями Галина Ивановна.

У этого дерева действительно очень приятный тонкий аромат, говорят, он даже целебный. Дескать, стоит подышать им больному человеку, и у него останавливаются приступы стенокардии. Цветущая мурайя действительно выделяет в воздух ароматические эфирные масла и большое количество фитонцидов.

Даже трудно поверить, что в этом маленьком саду растёт почти триста растений. Они здесь всюду — на полу в горшках, подвешены к потолку, растут в земле, стоят в вазонах вдоль стен на полках. И кажется, что эта теснота не мешает им. Уже пригрело мартовское солнышко и растения по-своему реагируют на свет.

— Скоро амариллисы зацветут, якобиния выпустит свои султанчики, потом гиппеаструм начнёт цвести, — рассказывает Галина Ивановна.

У Карповых также растёт здесь манго, авокадо. Росла финиковая пальма, опыт возделывания которой они сочли не-удачным. Пальма не дала плодов, но разрослась так, что заполонила всё, и её пришлось выпиливать бензопилой.

Не дороже оплаты городской квартиры

Строительство и содержание зимнего сада в собственном доме не столь обременительно, как кажется некоторым из нас.

— Сделали всё по-простому. Когда при строительстве дома заливали фундамент, я попросил работников, чтобы они залили дополнительный фундамент 4 на 5 метров рядом с домом. Когда основная стройка завершилась, начал потихоньку строить и этот зимний сад, — рассказывает хозяин дома, Валерий Геннадьевич.

Он на глубину 70 сантиметров убрал из периметра фундамента всю глину, змеевиком проложил трубу отопления, заполнил образовавшуюся яму землёй, смешанной с перепревшим куриным помётом. Дополнительную трубу отопления провёл вдоль стен. Кстати, прозрачные боковины зимнего сада специально заказывал — это пластиковые конструкции с тройным остеклением. Этот элемент зимнего сада получился самым дорогим, обошлись стеклянные стены примерно в 35–40 тысяч рублей. Кровлю — толстые листы специального многокамерного ячеистого поликарбоната — уложил на стальные балки. В итоге с такой прозрачной крыши даже не нужно сгребать снег, она не проваливается под ним.

На газ для отопления зимнего сада вместе с домом в сто квадратных метров семья пенсионеров тратит в зимние месяцы, по словам Валерия Геннадьевича, четыре с половиной тысячи рублей. Не столь уж и много, если сравнивать с «коммуналкой» на городское жильё.

Не все времена года одинаковы для тех, кто содержит зимний сад.

— Самый трудный период для моего зимнего сада — лето. Потому что я оставляю своих питомцев без внимания и ухожу на огород, на грядки. А они здесь меня эти несколько месяцев терпеливо ждут. Скоро этот период опять наступит, — с грустью говорит Галина Карпова.

  • Опубликовано в №45 от 17.03.2018

Сюжет

«Дом. Сад. Огород»
Особенности и секреты садового хозяйства на Среднем Урале.

Областная газета Свердловской области