За вывоз мусора екатеринбуржцам придётся платить больше

Директор ЕМУП «Спецавтобаза» Нафик Фамиев

Нафик Фамиев: «В Восточной зоне Свердловской области нужно создать с нуля пять-шесть мусоросотировочных площадок». Фото: Павел Ворожцов

Екатеринбургское МУП «Спецавтобаза» является первым и пока единственным из трёх региональных операторов, которые в этом году начнут осуществлять реформу обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). О том, какие новшества ждут свердловчан, в интервью «ОГ» рассказал директор предприятия Нафик ФАМИЕВ.

— Нафик Ахнафович, с 1 июля этого года в России начинают действовать новые правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Ваше предприятие стало первым из трёх региональных операторов, которые будут работать по этой системе. В чём заключается реформа?

— В настоящее время платежи за вывоз мусора заложены в сумму, которую собственники квартир вносят за содержание жилья. Управляющие компании заключают договоры напрямую с транспортниками, которые должны вывозить содержимое контейнерных площадок на полигоны. Но многие из них этого не делают, чтобы не платить этим полигонам деньги. Они вываливают мусор на нелегальных свалках. Из-за этого у нас вся страна захламлена. Только в нашей Восточной зоне мы обнаружили более 600 свалок.

Реформа предполагает другую модель. Появятся региональные операторы, которые начнут собирать деньги с населения за коммунальную услугу — обращение с мусором. Для этого появится отдельный тариф, который в свою очередь более не будет входить в плату за содержание жилья. За эти деньги мы предоставим образователям мусора транспортные услуги и законные полигоны. При этом плата перевозчикам будет зависеть от количества того мусора, который привезён на легальную площадку. Если отходы до полигона не доедут, то за них не заплатят.

— Вы уже сделали предварительные расчёты тарифа за вывоз ТКО? Какова будет цена для населения?

— Сейчас единый предельный тариф регионального оператора с учётом НДС установлен на уровне чуть меньше 800 рублей за всю работу с мусором объёмом один кубометр в год. Также существуют утверждённые Региональной энергетической комиссией нормы мусорообразования. Для граждан это около 2,5 кубометра на человека год. Если взять около 800 рублей и умножить их на 2,5, то на одного проживающего получится примерно две тысячи рублей в год или около 166 рублей в месяц. Но эту сумму ещё нужно будет защитить в РЭК.

— А не получится так, что из строки «Содержание жилья» в платёжках вычтут меньшую сумму, чем будет тариф за вывоз мусора?

— Получится. А вы думаете, правильно организовать вывоз и переработку мусора должно быть дешевле, чем сейчас, когда его на свалки выбрасывают? Конечно, платить придётся несколько больше. Но мы ведь толком не знаем, какая сумма на вывоз мусора входит в плату за содержание жилья. Я могу сказать только о будущем тарифе за вывоз ТКО. Это, как я уже говорил, около 166 рублей на человека в месяц — примерно та же сумма, которую отдаём за «один раз покушать».

— Ранее МУП «Спецавтобаза» занималась вывозом мусора только в Екатеринбурге. Теперь у предприятия «на руках» 34 муниципалитета от Тавды до Каменска-Уральского. Насколько это осложнит работу?

— Получив новую функцию в начале этого года, мы начали приводить в соответствие с ней нашу организационно-правовую форму. Планируем, что в третьем квартале 2018 года мы акционируем предприятие, то есть вместо МУП станет АО. Пока это будет стопроцентная муниципальная собственность.

При этом мы являемся наиболее крупным из всех региональных операторов. В нашу зону входит Екатеринбург — самое мощное из муниципальных образований, а также более тысячи небольших населённых пунктов. В целом мы будем обслуживать 2,7 миллиона человек — это почти две трети населения Свердловской области. В общем, наше предприятие превратится в своего рода местного монополиста — поэтому мы обязаны «расторговать» все транспортные услуги, такова норма закона.

Конечно, у нас есть свой транспорт, и мы останемся на рынке хотя бы по договорам субподряда. Но главная наша задача состоит в том, чтобы в Восточной зоне появились крупные операторы мусороперевозок.

— А сейчас они есть?

— Сейчас на нашей территории насчитывается около сотни перевозчиков. Но нам такой бардак не нужен. Поэтому мы скорее всего организуем торги минимум по трём лотам, в каждом из которых определим главного перевозчика. Его цель будет заключаться в том, чтобы со временем выстроить эффективную логистику.

Но вывоз мусора для регоператора — не единственная задача. Сейчас мы разрабатываем инвестиционную программу, в которой должны предусмотреть расходы на реконструкцию существующих и строительство новых полигонов, на организацию мусороперегрузочных станций и на возведение сортировочных заводов.

  • Опубликовано в №47 от 21.03.2018 под заголовком «Дорогие свалки»
Областная газета Свердловской области