Пять замечаний прокурора в адрес полиции Екатеринбурга

прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова

Фото: Владимир Мартьянов

20 марта на заседании думы Екатеринбурга депутаты заслушали отчёт начальника городской полиции Сергея Кулагина по итогам работы за прошлый год. Десятиминутный доклад можно свести к тому, что особых проблем с раскрываемостью у полиции нет, статистика почти по всем видам правонарушений падает, и в принципе «в Багдаде всё спокойно». Но прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова, присутствовавшая на заседании, выступила с резкой критикой, по многим пунктам оценив работу полиции как «крайне неудовлетворительную» и «провальную». Она привела несколько аргументов.

Преступления не регистрируют вовремя.

— В докладе мы услышали много позитивных цифр, но не всё так браво и радужно с точки зрения прокуратуры, — говорит Светлана Кузнецова. — В отчёте отмечено, что в прошлом году в Екатеринбурге зарегистрировано 18 904 преступления — и это снижение на 2,5 процента по сравнению с 2016 годом. Но как оценить уровень адекватности рассмотрения обращений в полицию, если прокуратура в прошлом году дополнительно поставила на учёт ещё 2 658 преступлений? Как так происходит, что прокуроры сегодня вынуждены акцентировать внимание полиции на то, что преступления своевременно не регистрируются? Я полагаю, это значит, что работа по раскрытию «по горячим следам» фактически не проводится.

Угоны автомобилей

Это, пожалуй, одна из самых волнующих горожан тем. По мнению Светланы Кузнецовой, в полиции манипулируют данными об угонах и не сразу заводят дела. Она привела недавний пример с украденной «Маздой 6». Уголовное дело было возбуждено только спустя 29 дней после обращения автовладельца.

— Более того, проводя проверку по этому делу, мы выяснили, что на территории города действует группа преступников, которые, не стесняясь, звонят потерпевшим с одних и тех же номеров и предлагают выкупить похищенные автомобили за 200–300 тысяч рублей. Мы видим, что ни оперативные службы, ни руководство не инициируют объединение разных уголовных дел, в которых совпадают эти абонентские номера. Потому что организованные группы для статистики никому не нужны.

Миграция: 6 844 иностранца в одной квартире

— Я приведу один пример, который ярко характеризует работу наших правоохранителей в сфере миграции. В 2016 году в полиции было возбуждено уголовное дело в отношении некоего Макеева. Он незаконно поставил на учёт 57 иностранных граждан и лиц без гражданства по адресу Баумана, 20–34. Как так вышло, что уже в ходе уголовного расследования этот Макеев продолжал фиктивно регистрировать людей? Если в сентябре 2016-го их было 57, то к ноябрю 2017 года их количество достигло — внимание! — 6 844 человек! Чем занимались участковые на этой территории, оперуполномоченные уголовного розыска, отдел дознания? Кто эти фиктивно зарегистрированные люди? О каком пресечении незаконной миграции может идти речь, если у нас есть такие факты?

Подростковая преступность и преступления в отношении детей

По данным полиции, подростковая преступность по итогам прошлого года снижена на 16 процентов. Но, по словам Кузнецовой, проблема остаётся одной из самых серьёзных в городе. Особое беспокойство вызывают подростковые «банды на районах».

— В прокуратуре есть такая тревожная статистика: на территории Кировского района рост групповой преступности несовершеннолетних (а группами совершаются наиболее дерзкие и опасные преступления) составил 175 процентов. Если в целом, судя по отчёту полиции, снизилось число тяжких и особо тяжких преступлений, то среди несовершеннолетних количество преступлений этой категории, наоборот, возросло. Этот рост мы фиксируем в Орджоникидзевском, Ленинском и Октябрьском районах. Я как прокурор отлично понимаю, что помочь в вопросе детской преступности может профилактика, в том числе со стороны МВД. Но этой профилактики я не вижу. Координирующую деятельность полиции в этой сфере сегодня я оцениваю как крайне неудовлетворительную.

Помимо детской преступности, прокурор обратила особое внимание на правонарушения в отношении самих детей.

— По тяжким и особо тяжким преступлениям в отношении детей на территории Чкаловского района — рост на 250 процентов, в Октябрьском — на 221 процент, в Ленинском — на 90… Кроме того, в прошлом году возросло количество преступлений, совершённых родителями в отношении собственных детей — с 78 до 102-х случаев…

Работа участковых

По словам начальника полиции, в городе есть «незначительный некомплект участковых, но это не проблема».

— Проблема в том, в каких условиях они работают, — считает прокурор. — Я как-то случайно попала на совещание участковых: на площади не больше 12 квадратных метров было человек 30, и только пятерым хватило стульев. Примерно час длится оперативка, которая ориентирует сотрудников полиции на результативную работу. Возможно ли в таких условиях работать эффективно, с инициативой, с настроением?

В декабре я проехала по десяти отделам полиции, часть из них находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Один отдел по моему иску переехал. Но почему нужно ждать судебного решения, а не позаботиться об элементарных человеческих условиях заранее? Может быть, тогда участковые будут по-другому относиться к людям, которые к ним обращаются.

В целом вынуждена признать, что доверие граждан к полиции теряется. А снижение зарегистрированных правонарушений означает, что растёт так называемая латентная преступность, не учтённая официально. Люди просто не заявляют в полицию, так как не верят, что им действительно помогут.

  • Опубликовано в №48 от 22.03.2018 
Областная газета Свердловской области