Лучший сельский учитель Среднего Урала живёт в Пышме

Евгения Шихова увлекла учеников театром и ТВ-съёмками. Фото: Алёна Никонова

Евгения Шихова увлекла учеников театром и ТВ-съёмками. Фото: Алёна Никонова

Евгения Шихова уже 20 лет преподаёт детям русский язык и литературу. В этом году у неё — параллель выпускных 11-х и самых младших учеников средней школы — пятиклассников. В конкурсе Свердловской области на лучшего учителя сельской школы Евгения Борисовна победила ещё и потому, что в школе занимается не только предметом. Она ведёт детский театр, а ещё руководит школьной телестудией.

— Считается, что в сельских школах нельзя подготовить детей к экзаменам на 100 баллов. У вас среди выпускников есть 100-балльники?

— Зря так считают. Просто в деревне 11-классников не так много, в отличие от городов, а процентное соотношение 100-балльников не очень отличается. В прошлом году у меня были дети со 100 процентами на экзаменах в 9-м классе и в 11-м классе был результат 97 баллов.

— Где учатся ваши выпускники?

— Сейчас с результатами ЕГЭ берут в вузах всей страны — разлетелись мои ребята за тысячи километров от Пышмы: учатся на Кузбассе, в Краснодаре, Тюмени, но больше всего, конечно, в Екатеринбурге.

— По вашим учительским стопам кто-то пошёл?

— Уже есть студентки в Уральском государственном педагогическом университете, и из нынешних 11-классников девочки собираются поступать туда же. И это радует. Значит, я смогла влюбить в свой предмет — так, как когда-то влюбила меня в русскую словесность моя учительница Анна Рашидовна Лежава. Я училась в Печоркинской средней школе, и она, москвичка, приехала к нам в деревню работать на несколько лет. Потом снова уехала в Москву, но мы, её ученики, успели так полюбить предмет, что не знающих его почти и не осталось. 

— Неужели отношение учеников к учителю так сильно отражается на знании предмета?

— Безусловно. Если учитель любит своё дело, искренне подаёт материал, то ребёнку не остаётся ничего, кроме как любить предмет. Могу говорить об этом с уверенностью, поскольку испытала на собственном опыте.

- Сами почему решили стать учителем?

- У меня был классный руководитель Соседкова Нина Степановна, она увидела во мне лидера и способствовала развитию творческих способностей, которые мне сейчас помогают уже в моей профессиональной деятельности. Именно её модель профессионального поведения я усвоила как эталон. Во многих сложных ситуациях я мысленно возвращаюсь в свое школьное детство, где я - ученик, и там ищу ответы, как поступить во благо уже моих учеников.

Фото: Алёна Никонова

— Большая ли у вас учебная нагрузка?

— Полторы ставки уроков — 27 в неделю: параллели 5-х и 11-х классов. Это не так много. Но у меня ведь не только уроки. Ещё я руковожу детским театром в нашей школе. Мы ставим постановки и показываем их на сцене. Это тоже уроки русского. И мне, и детям это ужасно нравится! Театр прививает любовь к художественному слову — очень важно.

Но и это не всё. Я ещё руковожу школьным телевидением. Мы с детьми снимаем сюжеты на разные школьные новости, монтируем их и вначале показываем у себя, а потом — правда, не все — выкладываем на сайт школы. У нас пока нет своего новостного канала, всё впереди, но уже есть работы, которыми можно гордиться — на мой взгляд, и качественные, и интересные. В среднем пока изготавливаем один сюжет в месяц. Моим ученикам нравятся такие занятия, телевидение увлекает их и позволяет научиться новому и интересному. Мы вместе строим планы и потом претворяем их в жизнь.

— Но у старшеклассников и так слишком много дел — вся эта подготовка к экзаменам отнимает и время, и силы, откуда ещё взять энергию на дополнительные занятия?

— Концентрация на одной лишь подготовке к ЕГЭ ни к чему хорошему не приводит — только к стрессам и к истощению нервной системы. А потом что, если экзамен завалишь, какой выход? Опасно настраивать детей таким образом. Лучше занять их конструктивным делом, чтобы они могли чувствовать радость от собственного творчества здесь и сейчас. Когда ребёнок занят созиданием, ему в голову не могут прийти никакие дурные мысли. Если взрослые это понимают, то в школе работают и кружки, и клубы по интересам, как у нас, в Пышме.

Кстати

Конкурс на лучшего педагога сельской школы проводился на Среднем Урале уже в четвёртый раз. В Институте развития образования Свердловской области рассказали «Облгазете», что нынче в конкурсе приняли участие 72 учителя из 21 территории региона.

Первый тур — заочный, в результате его выбрали семеро финалистов. На финал педагогов пригласили в Сысерть: очный этап конкурса намеренно проводится не в областном центре, а в муниципалитете, где много сельских школ.

В начале испытаний учителя провели выездной урок, затем — мастер-класс с коллегами, поделились секретами своего мастерства. А в завершение у них было состязание «Учитель — просветитель»: тут надо было предъявить, что именно хорошего педагог делает для односельчан. Не секрет, что в малых населённых пунктах педагоги — это весьма авторитетные люди, к ним земляки идут за советом и помощью в любых сложных ситуациях.

— А какой возраст учеников больше любите?

— Во всяком своя прелесть. Классное руководство у меня в 11-м классе, мы вместе прошли с ними весь путь взросления. А пятиклассники — это открытые души, которые впитывают всё, что даёшь им на уроках, как губка.

— Вы так много трудитесь! А на личную жизнь вас хватает?

— Дочери 21 год, сыну — семь лет, в школу собирается. Конечно, в мою — в Пышме она одна, зато хорошая.

  • Опубликовано в №48 от 22.03.2018 под заголовком «Уроки русского»
Областная газета Свердловской области