Юрий Казаков: «экспрессивность в журналистике ведет к разрушению профессии»

Юрий Казаков, сопредседатель общественной коллегии  по жалобам на прессу. Фото: Александр Зайцев

Юрий Казаков, сопредседатель общественной коллегии по жалобам на прессу. Фото: Александр Зайцев

В начале февраля в Берёзовский нагрянула съёмочная группа программы «Ревизорро: Медицинно». Поведение столичных гостей, которые врывались в кабинеты,  вызвало неоднозначную реакцию как у самих сотрудников поликлиники, так и у зрителей телепередачи. Насколько поведение москвичей соответствует нормам журналисткой этики, «Облгазета» поинтересовалась у сопредседателя общественной коллегии по жалобам на прессу и эксперта по профессиональной этике Юрия КАЗАКОВА.

— Экспрессивность — это самый лёгкий и простой путь к вниманию телезрителя,  запредельное упрощение профессии журналиста, эксплуатация человеческого любопытства. Это подогревание агрессивности общества, которое разрушает и саму журналистику,  и медицину — потому что разрывает связь врача с пациентом, связь, которая всегда основана на доверии. Там, где мы покушаемся на доверие без оснований,  просто потому что считаем, что мы умнее врачей, что мы можем заработать репутацию, деньги — это путь разрушающий. Сейчас это получило очень высокое и опасное для профессии распространение, общество к этому привыкает и считает, что это и есть профессиональный стандарт. В сюжете про Берёзовский я этого не увидел. Здесь журналист показал нам, как его работа может оставаться качественной при том, что внешне она имеет все черты повышенной экспрессивности.

Работа журналиста в сфере медицины отличается от других, но строгого регламента нет. В данном случае он выполняет санитарную функцию.

Внешняя нахрапистость корреспондента объясняется стремлением защитить интересы пациента. Врач не может вестись на вызовы человека с камерой только потому, что у того тактика агрессивного поведения. Врач должен понимать, что отвечает за врачебную тайну,  за здоровье пациента. При этом врач должен знать, что преувеличение и провокация являются допустимыми для журналиста профессиональными приёмами,  потому что общественный интерес должен быть защищён — это определил Европейский суд по правам человека. 

Подобные ситуации периодически случаются в стране. Поэтому месяц назад на коллегиальном семинаре журналисты в Барнауле начали работать над двумя документами — рекомендациями для журналистов, работающих с системой медицины, и памяткой для врача, к которому без предупреждения явился журналист. Во втором есть позиция — если ведется съёмка-вторжение,  не следует убегать от камеры и микрофона, как медсестра, которая попадает в кадр. А вот главврач повёл себя правильно — он оказался на месте и ответил даже на неудобные вопросы журналиста.

  • Опубликовано в №56 от 3.04.2018 
Областная газета Свердловской области