Проекты школьников вступили в борьбу за поездку на космодром Байконур

Сегодня это всего лишь модели, а завтра — опытные образцы. Фото: Алексей КУНИЛОВ

Сегодня это всего лишь модели, а завтра — опытные образцы. Фото: Алексей КУНИЛОВ

К столетию со дня рождения выдающегося конструктора и учёного Николая Семихатова, большая часть жизни которого была связана со свердловским СКБ-626 (ныне — НПО автоматики), юные изобретатели из Екатеринбурга и области презентовали свои проекты в лаборатории робототехники «Космопорт».

«Семихатовские чтения» — один из элементов программы «Уральская инженерная школа», который был инициирован губернатором Свердловской области для одарённых детей для их ранней профориентации. «Чтения» позволяют начинающим изобретателям заявить о себе, пообщаться с известными учёными и конструкторами. Организаторами форума выступают АО «НПО автоматики» и екатеринбургский лицей №110.

Участники — школьники старше 12 лет, которым предстоит защищать свои проекты перед экспертами. Всего подростки подготовили более 120 проектов по пяти секциям естественных и гуманитарных наук. Авторы пяти из них — победители — получат путёвку на космодром Байконур.

— Путь от макета до реального образца очень длинный и сложный, — говорит заместитель генерального директора НПО автоматики по кадровой и социальной политике Алексей Глазков. — После конкурса мы будем усовершенствовать и продвигать проекты, которые потенциально могут стать рентабельными и конкурировать на рынке. Что же касается участников, то для них это проектное обучение. Они видят весь путь своей работы — от задумки до реализации, так и вырастают инженеры. Кроме того, авторы лучших проектов получают льготы при поступлении в вузы на технические специальности — добавочные к ЕГЭ баллы.

Дана ПАСТУХОВА

Фото: Алексей Кунилов

Дана ПАСТУХОВА, 15 лет (Екатеринбург, гимназия №2)

Проект — создание действующего макета глубоководного исследовательского автономного дрона.

«Идея создания дрона пришла на уроке биологии, когда мы проходили океаны, — говорит Дана Пастухова. — Учитель рассказал, что наши океаны изучены всего на пять процентов. Получается, что они исследованы намного меньше, чем ближний космос и соседние планеты! При детальном изучении оказалось, что ещё ни один подводный беспилотный аппарат не смог погрузиться более чем на полторы тысячи метров. С моей точки зрения, это происходит из-за громоздкости многих исследовательских дронов, а также дистанционного управления, ограниченного окружающей средой. Вода достаточно слабо пропускает радиосигналы. Выходом из такой ситуации может стать перевод дрона на автономное управление.

Создание этой модели заняло у меня полтора года. Руководителем проекта стал мой дедушка Валерий Павлович Симонов. До выхода на пенсию он был начальником регионального центра информатизации главного управления Госбанка России по Свердловской области. Именно он научил меня правильно паять микросхемы. А всю теоретическую часть и программу писала я сама.

Корпус сделан из папье-маше и выполнен в форме пули с утолщением в середине, что позволяет добиться наибольшей обтекаемости. Рули и вставки — стальные. Основной процессор, реле и сервопривод на базе контроллера Arduino. Также в моей модели несколько двигателей — гребного винта, бура и забора воды. Есть датчики наклона, температуры, пожара, магнитного поля».

Константин ГАЛАКТИОНОВФото: Алексей Кунилов

Константин ГАЛАКТИОНОВ, 14 лет (Екатеринбург, гимназия №5) и Алёна НОВГОРОДОВА, 16 лет (Ирбит, школа №9)

Проект — автоматическая система стыковки космических аппаратов «Соберись».

«Идея нашего проекта пришла мне в голову очень просто, — признался Константин Галактионов. — Я очень увлекаюсь космосом. И мне всегда было интересно узнать, как стыкуются космические аппараты. К примеру, МКС и «Союз». Оказалось, что всё это делается вручную человеком. Мне стало грустно — всё-таки уже XXI век на дворе, и это должна делать техника. Поэтому я придумал автоматическую систему стыковки. В начале марта на базе технопарка «Университетский» состоялись менторские сессии регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов. Там мы и познакомились с Алёной. Вместе с ней мы решили реализовать наш проект. Сначала общались через Интернет. Потом в дни весенних каникул на проектной смене, которая у нас прошла на озере Таватуй.

Сначала мы проанализировали эффективность нашего проекта. Оказалось, что запуск таких модулей в десять раз дешевле запуска целого аппарата. И это несмотря на то, что количество запусков модулей увеличивается в разы.

Затем мы начали реализовывать наш проект: разработали функциональную схему модуля, которая состоит из контроллеров ArduinoUno и MotorShield, двух двигателей и серводвигателей, ИК-приёмника и ИК-датчика, лазера и фототранзистора. Также у нас есть платформы, аккумуляторный отсек, элементы, с помощью которых космические аппараты могут состыковаться. Кстати, эти стыковочные элементы, как и колёса, были распечатаны на 3D-принтере».

Захар ГорожанкинФото: Алексей Кунилов

Захар ГОРОЖАНКИН, 19 лет (Екатеринбург, лицей №110)

Проект — малогабаритное транспортное средство для инвалидов с использованием комплектующих гироскутера.

«На создание этого транспортного средства меня натолкнул тот факт, что сейчас аналогичные средства передвижения для людей с ограниченными возможностями здоровья достаточно дорогие — от 60 до 110 тысяч рублей. Я решил создать свою модель. Она не уступает по характеристикам тем, на которых сейчас передвигаются люди. Вместе с этим, по цене моя разработка не превышает 27 тысяч рублей.

Таким дешёвым он стал за счёт комплектующих. Его основа — колеса и двигатели гироскутера. Передняя часть — детали самоката. Крылья напечатаны на 3D-принтере. Сидение сделано из фанеры и обтянуто сверху тканью. Он может двигаться как вперёд, так и назад. На полную зарядку от обычной розетки ему нужно около трёх часов, а самого заряда хватает на 30–40 километров езды. Моя модель, которую я назвал «SDF Driver», способна обеспечивать людям с ограниченными возможностями здоровья более комфортную и функциональную езду по городу».

  • Опубликовано в №69 от 20.04.2018
Областная газета Свердловской области