Популярные методы развить способности ребёнка: чего в них больше — пользы или вреда?

  Наталья Дюрягина
Чаще всего родители записывают детей для развития памяти в специальные центры.  Для примера: урок ментальной арифметики в Екатеринбурге стоит 800 рублей. Фото: Алексей Кунилов

Чаще всего родители записывают детей для развития памяти в специальные центры. Для примера: урок ментальной арифметики в Екатеринбурге стоит 800 рублей. Фото: Алексей Кунилов

«Областная газета» часто пишет о детях с необычными способностями. Современные родители с удовольствием предъявляют обществу достижения своих чад. На «Первом канале» даже появилась тематическая передача «Лучше всех». Самые-самые малыши страны показывают, чему они научились, а мы, зрители, от души им рукоплещем. Родители юной чемпионки по ментальной арифметике Алисы Гусевой заявили «Облгазете»: это не ребёнок гениальный, а методика такая эффективная (подробнее — в номере от 19.04.2018). А всё-таки, что именно делает вундеркиндов успешными — природный дар или воспитание?

В последнее время родители стараются использовать разные средства, чтобы развить своих детей. Есть множество различных методик для повышения памяти и интеллекта. Ментальная арифметика обучает устно вычислять примеры разных сложностей. Впервые запущена в 1993 году в странах Азии и сейчас включена в обязательную школьную программу в Японии. В России стала популярна в последние 3–5 лет.

— Методика нацелена не на обучение быстрым вычислениям, а на развитие левого и правого полушарий мозга и нейронных связей между ними, аналитических способностей ребёнка, — рассказывает тренер по ментальной арифметике Николай Колядинцев. — Эффективнее заниматься ментальной арифметикой с 5 лет, для овладения её навыками требуется 2–2,5 года.

Занятия условно делятся на два этапа. На первом осваивается техника счёта на косточках с помощью рук, на втором — обучение счёту в уме посредством воображения. При этом специалисты отмечают, что уже через два-три месяца дети быстрее воспринимают информацию, более творчески подходят к решению задач и легче осваивают точные науки, иностранные языки, рисование, танцы.

Заниматься ментальной арифметикой, по словам Николая Колядинцева, может любой — для этого не надо быть особо одарённым, поскольку успех будет зависеть от количества и качества тренировок.

Методика Шичиды основывается на гениальности каждого ребёнка от рождения, она разработана в 70-х годах XX века японским профессором Макото Шичиды.

— Методика применяется уже с девятого месяца жизни малыша. Основа — развитие возможностей правого полушария мозга, работа которого доминирует у детей до трёх лет, а потом ослабевает, — комментирует Николай Колядинцев. — Но в Екатеринбурге есть всего пара экспертов в этом направлении.

Именно правое полушарие отвечает за воображение, и, если обучаться по методике Шичиды, то ребёнок может достичь больших успехов в развитии фотографической памяти, математических и музыкальных способностей, визуализации и интуиции. Дети по этой методике осваивают более десяти языков уже к десяти годам жизни.

Лидия Васильева, автор известной системы интеллектуального развития и основатель Международной школы скорочтения,считает, что методики раннего развития дают отличный результат, но родители, которые ради «минуты славы» совершенствуют лишь наиболее выраженные способности ребёнка, делают ошибку.

– Если бы наша методика не работала, я не посвятила бы ей 26 лет жизни, и по ней не занимались бы в 141 школе в разных городах, – сказала она. – Ребята, которые у нас занимаются, – успешные ученики в общеобразовательной школе, они умеют не только пользоваться знаниями, но и получать их. Это важно в течение всей жизни. Но убеждена, что детей нужно развивать всесторонне. Если ребёнок – прирождённый математик, нужно совершенствовать его образное мышление, учить жить в социуме. У нас занимался мальчик, который уже в три года умел читать и знал английский, но имел странности в поведении. К примеру, если ему пришло в голову пересчитать все квартиры в доме, непременно нужно было это сделать, и сверстники его не принимали. Как бы ни был ребёнок талантлив, он не будет счастлив, если не умеет жить в коллективе, играть и общаться с другими.

Кандидат педагогических наук Нина Гейн три десятка лет проработала с одарёнными детьми, преподавая математику в Специализированном университетском научном центре (лицее СУНЦ). Считает вслед за Чайковским, что в успехе лишь 1 процент таланта, а 99 — трудолюбия:

— Гениальными мы, педагоги, называем детей, которые сочетают природный дар и умение работать. Часто встречаются одарённые от природы дети, не приученные к труду. Увы, в результате они проигрывают тем, кто не так одарён, но много работает.

Гейн считает, что добиться результатов в развитии и обучении каждого ребёнка можно вне зависимости от его природного запаса таланта. Часто ученик безо всякого дара «пашет как трактор» — и у него развивается креативность. Порой родители сами за ребёнка решают, что ему интересно, а потом только твердят: «Должен, должен!».

— Никому и ничего он не должен, — уверяет Нина Ароновна. — Вместо того чтобы окриками губить всякую мотивацию, лучше заинтересуйте человека. Убеждена: на свете не существует детей, которым бы ничего не было интересно.

Опытный учитель математики считает, что в каждом детском возрасте для развития лучше использовать свои приёмы. И куда как полезнее развивать у ребёнка мышление, учить его решать логические задачи, чем просто считать в уме и тренировать память.

Ирина Анисимова более 16 лет учит играть на пианино слепых детей. Результаты поражают. Её невидящие ученики становятся лауреатами не только всероссийских, но и международных конкурсов.

— Музыка — особое искусство, если даже у ребёнка нет никакого таланта, но есть желание и интерес, то при помощи занятий удаётся развить способности, — говорит Анисимова. — Возможно, результаты не будут столь ошеломляющими, как у детей одарённых, но непременно разовьётся эмоциональность и музыкальный слух. Нужно только одно условие — постоянный труд.

Профессор о вундеркиндах

– Вундеркинды – дети, которые в раннем возрасте проявляют ярко выраженные способности к определённому виду деятельности, могут предложить что-то неожиданное, оригинальное, до чего не додумались взрослые. Развиваются не просто быстро, а по-другому: у них иное устройство мозга и нервной системы, и это нельзя не заметить, – поясняет директор института педагогики и психологии детства УрГПУ, профессор Сергей Новосёлов.

По его словам, главный признак одарённости – сверхнормативная активность в том или ином виде деятельности. Допустим, группе дают тестовые задания, кто-то выполняет их быстрее других и успокаивается довольный. Одарённый ребёнок, блестяще справившись с заданием, продолжает искать новые варианты его выполнения.

– Взрослые должны осознавать груз своей ответственности. Они должны помогать, не вовлекая ребёнка в интересующую его деятельность, а отвлекая от неё, чтобы сохранить здоровье маленького человека, – отмечает Сергей Новосёлов. – К примеру, знаменитый шахматист Хосе Рауль Капабланка в детстве был готов заниматься только шахматами. Родители, посоветовавшись с докторами, стали всячески отвлекать сына от них. В итоге Капабланка всё равно стал чемпионом мира по шахматам и разносторонним человеком.

Развивать способности с помощью разных методик можно, но ставить цель — искусственно вырастить вундеркинда – опасно, полагает профессор.

– Такие дети привыкают, что от них постоянно ждут результата, и любую неудачу воспринимают как трагедию. Когда во взрослом возрасте у них происходит какой-то сбой в деятельности, это нередко становится причиной психических расстройств. Хуже, когда в жизни родителей что-то не сложилось, и они начинают эксплуатировать ребёнка, заставляя побеждать на олимпиадах только ради собственных амбиций.

  • Опубликовано в №71 от 24.04.2018
Областная газета Свердловской области