Породнённые с Уралом: 32 побратима области

Активнее всего на поприще побратимских отношений  на Среднем Урале работает Нижний Тагил. В 2013 году в самом центре города установили необычные часы, выполненные  в виде верстового столба. Фото: Галина Соколова

Активнее всего на поприще побратимских отношений на Среднем Урале работает Нижний Тагил. В 2013 году в самом центре города установили необычные часы, выполненные в виде верстового столба. Фото: Галина Соколова

В последнее воскресенье апреля во всём мире отмечают День породнённых городов (или городов-побратимов). Этот праздник был учреждён в 1962 году, а впервые отмечен – в 1963-м. Нынче, таким образом, у него своеобразный юбилей – 55 лет.

К этой полукруглой дате «Облгазета» решила провести ревизию всех наших городов-побратимов. И – совершенно неожиданно – столкнулась с удивительной проблемой: оказалось, что более-менее достоверной информации по этой теме ни у кого нет!

Официальной статистики — сколько муниципалитетов в Свердловской области побратались с другими городами – не ведёт ни один государственный орган. А данные, которые имеются у пресс-служб конкретных населённых пунктов или содержатся в каких-то документах, – очень сильно различаются. Например, в мэрии Екатеринбурга нам сказали, что побратимов у города – 14. А на сайте Международной ассоциации «Породнённые города» их только 9. Причём списки не совпадают...

«Облгазета» попыталась самостоятельно проанализировать все доступные нам источники и составила собственный реестр.

История побратимства началась в 1944 году, когда жители британского Ковентри подготовили для сталинградцев скатерть с вышитыми на ней именами почти девяти тысяч женщин – жительниц города, а также словами «Лучше маленькая помощь, чем большое сочувствие». Эту скатерть представители фактически уничтоженного фашистами советского города получили вместе с девятью тысячами фунтов стерлингов, собранными жителями Ковентри.

С того времени разные города СССР обзавелись побратимами, вложив в это понятие дружественные связи по обмену жизненным опытом, историей и культурой. Начались визиты делегаций, гостевые выступления творческих и спортивных коллективов, обмен выставками, литературой, кино, фотоматериалами о жизни городов и полезными сведениями о городском обустройстве.

Основой для побратимских отношений могло служить всё что угодно. Так, угольное производство когда-то породнило Карпинск и чехословацкий Соколов, безо­бразная экологическая ситуация в 90-е стала поводом для дружбы Нижнего Тагила и американской Чаттануги, детский отдых и оздоровление объединили Каменск-Уральский и Феодосию (уже после возвращения Крыма «в родную гавань»).

Для городов Среднего Урала побратимство началось с дружбы Свердловска и британского Бирмингема. Дружеские связи между городами появились ещё в годы Великой Отечественной войны. В 1949 и 1952 годах Свердловск и Бирмингем обменивались официальными посланиями, а в 1955 году мэр Бирмингема Артур Гибсон даже посетил уральскую столицу, где и было подписано побратимское соглашение.

В советские времена у городов области было всего три побратима: два «личных» (Бирмингем и Тимишоара) и один коллективный (города Западночешской области). После распада СССР ситуация изменилась. Сегодня у городов Среднего Урала – около трёх десятков побратимов в 11 странах мира.

Побратимские отношения, как и любые другие, не только завязываются, но и прекращаются. Чаще всего это «тихая смерть», когда стороны постепенно перестают нуждаться друг в друге. Но бывают и официальные «разводы». Обычно это происходит из-за политики. Так, после госпереворота 2014 года разорвали дружеские связи с Уралом три города Украины – Кривой Рог (с Нижним Тагилом), Славутич (с Заречным) и Днепропетровск, ставший Днепром (с Екатеринбургом).

В некоторых уральских городах и их зарубежных городах-побратимах дружеские связи со временем сошли на нет, но отзвуки тех отношений слышны до сих пор. В память о побратимстве Богдановича и чехословацкого Рокицани в уральском городе осталась улица Рокицанская. В Заречном дружба с чехословацким Таховым закончилась появлением в нашем атомном городе улицы Таховская, а в самом Тахове до сих пор есть улицы Заречна и Белоярска. В чехословацком Соколове 42 года назад был открыт Дворец культуры, который назвали «Карпинск». В 90-е местные власти переименовали его в «Альфу», но старожилы до сих пор называют его «Карпом».

То ли братья нам, а то ли партнёры

Все ли побратимы – побратимы?В международной практике существуют два понятия – «города­-побратимы» и «города­-партнёры».

Города-­побратимы – это города, с которыми заключены соглашения именно о побратимских связях. Чтобы стать побратимами, необходимо получить согласие национальной ассоциации городов-­побратимов. Кроме того, каждый город может иметь только одного побратима в данной конкретной стране.

Города­-партнёры – это города, с которыми заключены договоры о сотрудничестве или подписано соглашение о намерениях. Количество городов-­партнёров не регламентируется.

В России на эти тонкости внимания обычно не обращают и называют побратимами всех, с кем подписаны какие­-то соглашения. «Облгазете» не удалось отделить «зёрна от плевел» в полном объёме, но кое-­что установить удалось. Например, белорусский Могилёв и немецкий Вупперталь на своих официальных сайтах относят нас к категории городов­-партнёров, а не городов­-побратимов.

«Импортозамещение». По первоначальной задумке побратимские соглашения заключают между собой города из двух разных стран.

Города­-побратимы внутри одного государства – это исключение из правила. Официально оно распространяется только на одну страну – разъединённую в недавнем прошлом Германию. В 60­-80-­е годы XX века города ГДР и ФРГ принадлежали к разным государствам, а после объединения оказались в одном.

В России побратимские отношения городов не регламентируются какими-­либо законами, поэтому у нас стали возникать «внутренние» пары (в Свердловской области есть четыре таких примера: Нижний Тагил побратался с Новокузнецком, Каменск­Уральский – с Феодосией, а Берёзовский – с Елабугой и Судаком.

Тайная программа. Для обычных уральцев смысл побратимских отношений остаётся загадкой. Было бы логично, если бы города­побратимы давали друг другу какие-­то привилегии: например, приезжает екатеринбуржец в Геную, а ему там дают скидку на проживание в гостинице. Но ничего такого нет.

Единственный пример, когда между городами были связи, которые действительно можно назвать побратимскими, – это взаимоотношения Среднего Урала и Западной Чехии в 70­-80-­х годах прошлого века. Тогда чешские дети регулярно отдыхали в наших пионерских лагерях, а уральцы ездили на отдых в ЧССР. Плотники, электрики, токари БАЭС отправлялись обмениваться опытом в чешские шахты, а таховские добытчики руды приезжали к нам. В Свердловск для проведения товарищеских матчей приезжали хоккеисты и футболисты команды «Шкода» (представляете, если бы сегодня в Екатеринбург на пару матчей прилетел клуб НХЛ «Сан­Хосе шаркс»?!). Сейчас отношения с чехами сохранились, но они стали малозаметны для рядовых уральцев.

Сколько муниципалитетов в Свердловской области оформили свои отношения с иностранными городами
Сколько муниципалитетов в Свердловской области оформили свои отношения с иностранными городами
  • Опубликовано в №075 от 28.04.2018 под заголовком «То ли братья нам, а то ли партнёры»
Областная газета Свердловской области