С сегодняшнего дня открыто автомобильное движение по Крымскому мосту, который соединил полуостров с материковой Россией. В торжественной церемонии открытия принял участие Президент России Владимир Путин, который лично протестировал транспортный переход через Керченский пролив на прочность, проехав по нему за рулём КамАЗа.
Автопробег с президентом
В ходе визита Владимир Путин проверил готовность Единого центра управления дорожным движением и эксплуатационных служб к работе транспортного перехода, а затем пообщался с рабочими и инженерами, которые трудились здесь с первых дней строительства.
– Здесь все работали не за заработок, а за совесть, – отметил начальник строительства Крымского моста Александр Островский в беседе с Владимиром Путиным.
– В разные исторические эпохи, ещё при царе-батюшке, люди мечтали о том, чтобы построить этот мост, потом вернулись к этому в 30-е годы прошлого столетия, в 40-е, в 50-е и вот, наконец, благодаря вашему труду, вашему таланту этот проект, это чудо свершилось, – сказал Владимир Путин и обратился к строителям: «Поехали?»
Глава государства лично протестировал мост. Колонна из 35 грузовых автомобилей, которую возглавил президент, преодолела расстояние от Краснодарского края до Керчи менее чем за 16 минут.
Напомним, задачу спроектировать и построить мост Владимир Путин поставил сразу после возвращения Крыма в состав России 19 марта 2014 года. К активной фазе строительства приступили только в феврале 2016 года. Стоимость проекта составила 227,92 миллиарда рублей.
Ранее предполагалось, что открытие автомобильной части произойдёт в декабре 2018 года, железнодорожной – годом позднее. Однако движение для легкового транспорта и автобусов по мосту открыли на полгода раньше срока. Движение грузового транспорта по мосту планируется запустить уже этой осенью.
Сто лет гарантии
Протяжённость самого моста составляет около 19 километров, и состоит он из двух параллельных частей – автомобильной и железнодорожной. Для автомобилей на мосту открыто четыре полосы движения – по две в каждую сторону, а для поездов через пролив протянутся две колеи путей.
Трасса начинается на Таманском полуострове, затем проходит по 5-километровой дамбе, Тузлинской косе, пересекая Керченский пролив, мост огибает мыс Ак-Бурун и выходит уже на сам Крымский полуостров. По предварительным данным, в сутки по мосту смогут проезжать около 40 тысяч автомобилей, а когда откроется железнодорожная часть, плюс до 47 пар поездов в сутки. Кстати, разрешённая скорость движения на мосту будет 90 километров в час.
Предположительно мост прослужит верой и правдой около века, его гарантийный срок – 100 лет. Для того чтобы мост не «съел» солёный морской воздух, многие конструкции были обработаны антикоррозийным покрытием. Благодаря шок-трансмиттерам мост устоит и в 9-балльное землетрясение – они равномерно распределяют сейсмическую нагрузку по опорам.
Интересные факты
Из железа, использованного на сваи моста, можно было бы отлить 32 Эйфелевых башни;
Общий вес необходимых для строительства материалов – 12 миллионов тонн. Это в 2 раза больше веса пирамиды Хеопса в Египте;
На месте автоподхода к мосту археологи нашли 15 серебряных монет – это около 300 граммов. Вероятно, эти монеты чеканки Испании середины XVII века.
Уральский вклад
Примечательно, что для Урала, казалось бы, отдалённого от южного побережья нашей страны, мост через Керченский пролив тоже стал важной вехой. Часть конструкций моста были изготовлены именно у нас. Уральский завод сварной балки (Нижний Тагил) отправил на полуостров порядка 1 200 тонн крупноразмерных балок за период с 2016 по 2017 год.
Помимо этого, теперь уральцам будет чуть проще приехать в Крым – многие сюда отправляются своим ходом на авто. По впечатлениям туристов, переправа порой становилась изнурительной.
– Лет пять назад во время нашего путешествия мы простояли в очереди на переправу всю ночь, – рассказывает березовчанка Ирина Оськина.
Кстати, примечательно, что у двух городов Среднего Урала есть своя южная «родня»: Каменск-Уральский стал побратимом Феодосии, а Берёзовский – Судаку.
Крымский мост строили около 10 тысяч рабочих из разных регионов страны – многие из них приезжали вахтами на несколько месяцев. По словам тех, с кем нам удалось пообщаться, сооружение моста – тяжкий труд. Зимой постоянно дует ледяной ветер, а летом кожу через морской воздух обжигает солнце.
ХРОНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА КРЫМСКОГО МОСТА
Февраль 2014
Госкомпания «Автодор» учреждает ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив», которое провело предварительные инженерные изыскания, историко-археологическое обследование территории, обследование местности на предмет обнаружения взрывоопасных предметов и воинских захоронений.
Июнь 2014
Строительство моста в створе косы Тузла одобрено по итогам работы Экспертного совета и Межведомственной рабочей группы.
Август 2014
Правительство РФ определило заказчиком строительства моста Росавтодор.
Январь 2015
Генеральным подрядчиком строительства выбрано ООО «Стройгазмонтаж».
Февраль 2015
Подписание контракта между Росавтодором и «Стройгазмонтаж».
Март 2015
Учреждена компания «СГМ-Мост» — она несёт ответственность за объём работ по проектированию и строительству моста.
Апрель 2015
«Стройгазмонтаж» подписывает контракт на выполнение проектных работ с ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург».
Сапёры разминировали часть территории строительства.
Всего обследовано 660 ГА, обезврежено 710 взрывоопасных предметов.
Май 2015
Геодезические и археологические исследования, кадастровые работы.
Июль 2015
Проект подходов к мосту со стороны Краснодарского края получает положительное заключение Главгосэкспертизы.
Август 2015
Испытание грунтов в зоне будущего строительства. Создание площадок для укрупнительной сборки элементов моста на острове Тузла, в Керчи и Тамани. Создание вспомогательных мостов между Таманью и Керчью, строительство заводов по производству бетона и асфальта для моста.
Сентябрь 2015
Испытание тяжелой техников первого рабочего моста — между косой и островом Тузла.
Октябрь 2015
Дмитрий Медведев ознакомился с проектом моста на форуме в Сочи.
Февраль 2016
Начинается активная фаза строительства моста. Проект моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы и подтвердил достоверность сметной стоимости.
Март 2016
Строитель возводят свайные фундаменты моста.
Апрель 2016
Первая опора моста готова.
Июнь 2016
Строители начали монтаж пролётов моста и приступили к сооружению опор в акватории.
Август 2016
Началось строительство судоходной части моста и сборка судоходных арок.
Сентябрь 2016
Создание вспомогательное инфраструктуры почти завершено.
Октябрь 2016
Первый участок плиты проезжей части сформирован.
Декабрь 2016
На Тамани восстановлено порядка 30 километров дорог.
Январь 2017
Погружена половина свай моста.
Февраль 2017
Сооружаются морские пролёты моста.
Апрель 2017
Началось бетонирование фарватерной опоры.
Май 2017
Половина опор моста готова.
Июль 2017
На мосту укладывают первый асфальт, завершена сборка ж/д- и автодорожной арок.
Август 2017
Все сваи автодорожной части погружены в основание. Под аркой моста проходит первое судно — сухогруз «Святитель Алексий». Устанавливается ж/д-арка
Октябрь 2017
Автодорожная арка Крымского моста. Фото: Инфоцентр «Крымский мост»
Автодорожная арка моста установлена.
Декабрь 2017
Все опоры автодорожной части готовы.
Пролёты моста под автодорогу готовы.
Январь 2018
Подсветка Крымского моста. Фото: Инфоцентр «Крымский мост»
На пилотном участке установлены мачты освещения и барьерное ограждение.
Февраль 2018
Начало сооружения морских пролётов моста под железную дорогу.
Март 2018
Строители приглашают Владимира Путина на запуск автомобильного движения.
- Опубликовано в №82 от 16.05.2018