Куда подевались комары?

Фото: Алексей Кунилов

Фото: Алексей Кунилов

В самом деле, куда они делись? Обычно в конце апреля-начале мая из-за них на природе, на даче становится некомфортно. Ситуацию прояснила доктор биологических наук из Института экологии растений и животных УрО РАН Любовь НЕКРАСОВА:

– Да никуда они не делись. Просто все природные процессы из-за затяжной весны затормозились. И дело не столько в том, что никак не установится тёплая погода. Надо сказать, что начинать развиваться комары могут даже в воде подо льдом. Другое дело, что нынешняя затяжная весна довольно-таки сухая, а им для нормального цикла нужны так называемые временные водоёмы – лужи, канавы.

– А аграрии жалуются, что почва переувлажнена…

– Но луж-то нет. Если пойдут дожди, будет тепло и влажно, то появятся и комары. У них ведь довольно непростой цикл. Вначале самка откладывает яйца, которые потом превращаются в личинки. Личинки созревают и превращаются в куколки, в которых и формируются взрослые насекомые. Мы уже выезжали в поле и зафиксировали нападения, пока, правда, малочисленные. Сейчас на охоту вылетели комары вида «Кулизета» из рода «Имаго», они покрупнее самого массового у нас вида «Аедас» и вылетели раньше, потому что свой цикл развития прошли в прошлом году и зимовали в укромных местах.

– Специалисты департамента по охране, контролю регулирования использования животного мира области говорят, что именно комары, слепни и прочий гнус выгоняет из леса на дороги лосей, косуль, из-за чего случаются дорожно-транспортные происшествия.

– Да, но вреда от комаров и гнуса значительно больше. Во-первых, они переносчики возбудителей таких опасных заболеваний, как туляремия, малярия, омская геморрагическая лихорадка, энцефалит. Во вторых, из-за комаров и гнуса снижается производительность труда в среднем на 20–25 процентов, а на лесоразработках – и до 50–52 процентов. Повышается травматизм, снижаются удои молока.

– А в какой мере уберечься от них помогают москитные сетки, которые прилагаются к столь модным сейчас пластиковым окнам?

– Сетки актуальны примерно до третьего этажа. Комары, в принципе, могут подняться и выше – всё зависит от ветра, который они не любят. Но могут подняться и выше в многоквартирный дом по вентиляционным шахтам, лестничным пролётам. Есть виды, которые живут в подвалах и досаждают людям не меньше, чем те, что живут в природе. Любят болотистую местность, но стараются держаться ближе к тем местам, где есть животные, люди. В нашем регионе их примерно 20–30 видов, на юге меньше, к северу – побольше.

Сейчас в продаже большой ассортимент различных репеллентов, они все проходят сертификацию и вполне пригодны для защиты от комаров. Нужно только внимательно читать инструкцию, потому что одни можно наносить на кожу, а другие – только на одежду. Ну и одежда нужна соответствующая. Для походов в лес нет ничего лучше так называемой «энцефалитки» – костюма из плотной ткани с капюшоном и рукавами с резинкой.

Надо понимать, что кровососущие насекомые имеют свою нишу и сами тоже представляют пищу для птиц. Знакомые рассказывали, что у них в этом году необычайно активны птицы, которые поедают вредителей, всяких жучков-паучков. Так это вполне объяснимо: нет комаров, а кушать что-то надо. Было несколько попыток глобально избавиться от комаров и гнуса, например, залить нефтью болота. На какое-то время их становится меньше, но тогда исчезают и птицы, начинает гибнуть лес, в общем, нарушается сложившаяся экосистема.

– Любовь Степановна, а куда подевались тараканы, коли речь зашла о нишах для насекомых? Без них, конечно, хорошо, но непонятно.

– Не слышала об исследованиях на эту тему. Но лет семь назад было совещание биологов в Москве и одна женщина-биолог делала доклад на эту тему. По её мнению, тараканы исчезли от того, что у нас в квартирах стало много ядохимикатов и они не успевают мутировать, выработать на них иммунитет. Раньше успевали приспособиться. У многих есть кошки, собаки в доме, их часто обрабатывают от блох, на тараканов эти препараты тоже воздействуют. Чаще стали обрабатывать ядохимикатами подвалы домов от всяких паразитов и грызунов, это тоже повлияло. Но вероятность того, что они вернутся, велика. Они на своём длинном веку многое перевидали и перепробовали и в общепите остались, а из квартир, да, ушли.

В тему

А в Воронежской области – буквально нашествие комаров.

В Придонье из-за половодья и жары комары стали плодиться с невероятной скоростью.

Со слов местных жителей, которые приводят «ВестиВоронеж», «после 18:00 выйти на улицу невозможно, насекомые стаями вьются в воздухе, даже дороги не видно. Дети отказываются ходить в школу, потому что их просто сжирают комары». От массовых укусов сильно отекает и травмируется кожа, при этом репелленты практически не помогают.

Жертвами комариного нашествия стали несколько свиней и щенки, которым насекомые забились в носовые ходы, глаза и закусали до смерти.

С одной стороны, специалисты не верят, что причиной гибели 70-килограммовых свиней стали насекомые, а с другой, не отрицают массового нашествия кровососущих, которого не было более пяти лет. Причиной бедствия стали половодье и жара. В стоячей воде насекомые размножаются с невероятной скоростью.

«Несколько лет не было разлива, но тем не менее самки комаров яйца в понижениях рельефа или вблизи водоёмов откладывали. И вот наконец в этом году был разлив, такой, какого не было 25 лет, и все яйца, которые сохранились в почве, в этих низинках, рытвинках, снежницах, дали массовый выплод комаров,» — считают специалисты Центра гигиены и эпидемиологии Воронежской области.

  • Опубликовано в №88 от 24.05.2018
Областная газета Свердловской области