Они ушли недомечтав

21 июня 1941 года в школах отгремели выпускные, а утром 22 июня началась Великая Отечественная война. Фото: Владимир Мартьянов

21 июня 1941 года в школах отгремели выпускные, а утром 22 июня началась Великая Отечественная война. Фото: Владимир Мартьянов

В ночь с 21 на 22 июня 1941-го по всей стране отмечались выпускные балы. Свердловск – не исключение: гуляли, как полагается, – до утра. Мечтали: сколько теперь всего впереди – взрослая жизнь! А потом наступило утро 22 июня. Кем они были, пацаны и девчонки того выпуска? Что не успели? Кому не признались в любви, какую мечту не исполнили? Память о выпускниках того года хранится в нескольких школах региона. Мы расскажем о судьбе одного класса – школы №9 Свердловска (ныне – гимназия №9 Екатеринбурга).

…Дворец пионеров, танцы, столы, расставленные в форме буквы «П». Домой возвращались уже на рассвете. Выпускницы шли босиком по тёплому асфальту – ноги девчонок отекли от туфель, красивых, но тесных, для многих из них выпускной стал первой возможностью надеть нарядную обувь, зачастую мамину. Они ещё не догадывались, что у большинства в жизни больше такой возможности не будет никогда.

На фронте часто писали друг другу письма. И вспоминали выпускной как самое яркое, самое светлое в жизни.

письмо с фронта

Это письмо своей однокласснице Руфа Гельман писал во фронтовой землянке. Фото: Владимир Мартьянов

Рувим Гельман писал своей однокласснице Нине Гулевской о том, что выпускной был его самым счастливым воспоминанием. Сидя в землянке, он вспоминал, как девочки накрывали столы, готовили салаты. Все пили «Дюшес», поздравляли друг друга. Каждая принесла букет из своего сада, для учителей приготовили охапки сирени. Вручали аттестаты, некоторым с золотой каймой, потому что из 55 учеников 15 окончили школу с отличием.

Наверное, Руфа относился к Нине по-особенному, не просто как к другу. Он не успел сказать ей об этом. Рувим вообще многое бы ещё мог сделать в жизни. Юноша был комсоргом, прекрасно учился, умел красиво говорить. Его знали все в школе. Руфа одним из первых ушёл на фронт и погиб в апреле 1944 года под Тернополем.

Первое утро их взрослой жизни – 22 июня 1941-го – тоже вспоминали. Тогда, после выпускного бала, не получалось думать о смерти. Думали о жизни после войны, которая непременно будет. Не все забрали из школ аттестаты: мол, зачем он мне в окопе-то? Там другие экзамены. А вот вернусь – заберу, поступлю…

Сёстры Елена и Сара Гомельские вспоминают, что война началась на следующее утро после выпускного. Ребята собрались в очередь на призывной пункт, он располагался на улице Урицкого. Народу было море: молодёжь, взрослые, старики… Военком спросил в рупор: «Есть ли здесь кто-нибудь из девятой школы?» Выпускники сразу все выскочили вперёд, они были уверены, что их отправят писать заявление вне очереди. Радостно припрыгивая, ребята побежали в школу, вроде уже взрослые, но всё-равно ещё дети. Военком приказал им ломать парты, доски и делать лежаки. Школа превратилась в госпиталь, а классы стали больничными палатами. К счастью, война не помешала сёстрам поступить в университет. Все верили, что война закончится и стране нужны будут образованные люди. Елена стала учителем литературы, а Сара – библиографом. Они живы до сих пор.

Если одной фразой описать выпуск 1941-го, то она будет – «не успели». Читаешь школьные характеристики, стенгазеты, воспоминания учителей и думаешь: как сложилась бы жизнь, например, Юры Комарова, невероятного таланта в шахматах? Он погиб в самом начале войны… Или вот Лев Казаринов. Он прекрасно играл в волейбол, был складным, пружинистым. Да ещё и отлично учился. Ему легко давались точные науки, задачки по физике, химии, математике щёлкал как орешки. В Лёвином отличном аттестате сказано, что он может поступить без экзаменов в любой институт страны. А ещё он умел замечательно играть на фортепиано и особенно любил исполнять вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Таким его помнят в школе. Погиб Лев в июле 1943 года в бою за Донбасс.

Сколько по всей стране было таких классов… Неуспевшее поколение. Недомечтавшее. До войны самым сложным у многих были экзамены, самым горьким – плохие отметки, многим ни разу не довелось признаться в любви.

Жизнь у них была – школа да война. Смотришь на них на школьном снимке и на фото, присланном с фронта, – и будто ещё одна жизнь уместилась между ними.

Портреты выпускников 1941 года. Кто-то сфотографировался до ухода в армию, другие прислали свои фото уже с фронта… Фото: Владимир Мартьянов

Рассказали архивы...

В середине 1970-х годов в одном из официальных докладов, посвящённых Дню Победы, прозвучало, что из мужчин, родившихся в нашей стране в 1923 году, до своего 50-летия дожили всего три (!) процента. Потому что призывного 18-летнего возраста они достигли в 1941-м, и абсолютному большинству из них выпал суровый военный жребий.

Поскольку в довоенные годы в СССР детей в первые классы школ принимали не с семи, как сейчас, а с восьми лет, оканчивать десятилетку и получать аттестаты о среднем образовании ребятам 1923 года рождения выпало всё в том же 1941 году. Так, в номере за 23 июня 1941 года (это был понедельник) газета «Уральский рабочий» писала о состоявшемся накануне в субботу в свердловском Дворце пионеров бале выпускников школ Молотовского и Кагановичского районов (ныне это Верх-Исетский и Железнодорожный районы Екатеринбурга), на котором присутствовало до 500 юношей и девушек. И такие балы прошли в тот день во всех школах Свердловской области. Ведь торжества по случаю вступления во взрослую жизнь выпускников средних учебных заведений в нашей стране традиционно назначались на один из выходных либо предвыходных дней первого летнего месяца.

Но 77 лет назад родилась новая негласная традиция — не проводить выпускные вечера ни 21, ни 22 июня. В память о ребятах, для которых выпускной бал 1941 года стал прощанием не только с детством, но и с мирной жизнью. Ведь из 712 тысяч свердловчан, ушедших на фронт в 1941–1945 годах, с войны не вернулось более трети. И более всего погибло тех, кто ушёл на войну в первые её дни и месяцы. В том числе со школьной скамьи…

Леонид Поздеев

Сегодня – День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны

Уважаемые жители Свердловской области!

Сегодня в России День памяти и скорби – день, когда для нашей страны началась самая кровопролитная и страшная война, которая унесла миллионы жизней, разрушила города и сёла, стала тяжелейшим испытанием, временем горестных потерь и лишений.

Но этот день также напоминает нам о великой силе духа российского народа, о патриотизме и мужестве, о небывалом единении людей перед лицом общей беды, которые стали основой будущей Победы. Именно это единое искреннее и яростное стремление освободить Родину от врага подвигало каждого человека, каждый город, каждый регион сделать максимум возможного для победы.

Свердловская область отправила на фронт более 700 тысяч воинов. Средний Урал производил и поставлял оружие, танки, снаряды и практически всё необходимое для фронта. Регион превратился в один большой военный госпиталь, где выхаживали и ставили на ноги тяжелораненых бойцов.

Сегодня мы скорбим о миллионах россиян, погибших на поле брани, замученных в лагерях, расстрелянных оккупантами, умерших от голода и холода, от непосильного труда. О тех, кто отдал свою жизнь, но обеспечил Победу. В этот день мы говорим слова благодарности нашим дорогим ветеранам за их военный и трудовой подвиг. Мы обещаем хранить память об их подвиге, беречь мир, трудиться во имя безопасности и процветания России, передать любовь к Родине будущему поколению. Вечная слава и вечная память героям-победителям!

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

  • Опубликовано в №107 от 22.06.2018
Областная газета Свердловской области