Екатерина Сибирцева – о проблемах при записи первоклассников, неудачном «электронном эксперименте» и открытии новых школ

Екатерина  Сибирцева

Екатерина Сибирцева рассказала, какие школы отремонтируют в Екатеринбурге в ближайшие годы Фото: Алексей Кунилов

Удалось ли в уральской столице снизить накал страстей при записи детей в первые классы? Какие городские школы будут отремонтированы в ближайшие годы? Как нынешние выпускники сдали экзамены? Начальник Департамента образования Екатеринбурга Екатерина СИБИРЦЕВА подводит итоги 2017/2018 учебного года.

– Екатерина Александровна, в прошлом году город впервые использовал планшеты «Ростех» на уроках — инновацию, заменившую бумажные учебники. Опыт оказался успешным?

- Мы вернули планшеты на доработку. В ближайший год наши школы работать с ними не будут. Да, планшеты понравились и детям, и учителям, однако мы вернули их с массивным перечнем предложений. Электронные средства в школах должны быть современными. Если эти предложения разработчику удастся реализовать, мы с удовольствием вновь возьмём планшеты для экспериментального пользования.

– Один из самых больных вопросов. 1 июля начнётся вторая волна записи детей в первые классы, школы приступят к приёму заявлений не по прописке. Объединением микрорайонов самых востребованных у родителей школ удалось снизить количество конфликтов в связи с нехваткой мест?

- Да, первая волна «вступительной» кампании в первые классы в этом году прошла спокойно. Мы и дальше будем объединять микрорайоны, чтобы родители могли выбрать для своих детей ту школу, которая, как они считают, им больше всего подходит. Кроме того, мы последовательно выступаем за принятие на региональном уровне мер социальной поддержки для ряда категорий семей и детей. Предлагаем наделить первоочередными льготами детей-сирот, опекаемых, детей родителей-инвалидов, младших братьев и сестёр детей, которые уже обучаются в конкретной школе. Эти меры позволят снизить напряжённость вступительной кампании для самых незащищённых категорий детей, а также осуществить поддержку семей с несколькими детьми. Конечно, когда не удаётся записать ребёнка в ближайшую школу маме-инвалиду, возникает скандал. Мы стараемся решить эту проблему иными путями, но можно ведь законными методами избегать таких ситуаций.

А надо сказать, что в городе есть территории, где просто не хватает школьных зданий — это центр города, Академический, микрорайон Пионерский в Кировском районе… Муниципальная программа по созданию новых мест работает, но мы вынуждены констатировать, что не всегда успеваем за строительством и вводом жилья. К тому же сейчас у нас пик количества детей в начальной школе, в первые классы поступает самое большое число детей за последние 10–15 лет.

– А между тем гимназия №99 становится ресурсным центром и полностью теряет начальную школу…

- Дети распределились по находящимся поблизости образовательным учреждениям, а 99-я теперь может набирать учеников в 5-е классы по конкурсу. То есть в Екатеринбурге теперь три ресурсных центра – 2 и 9 гимназии уже несколько лет имеют такой статус. Но новых ресурсных центров по этому образцу мы пока не планируем.

– Общее количество учебных мест в школах будет увеличиваться?

- Да. 1 сентября примет учеников новый большой корпус школы №23 в Академическом микрорайоне. Для этой территории как минимум нужны ещё три школы — жилые дома здесь сдаются быстрее, чем образовательные учреждения. Нужны в Академическом и детские сады. Когда семьи покупают жильё в новых микрорайонах, прежде всего надо думать, куда дети пойдут в садик, где будут учиться… К сожалению, проблема с развитием инфраструктуры далеко не везде решена.

– Какие школы следующие?

- В 2019 году откроется после реконструкции школа №1 в центре города. В этом же году примет детей здание начальной школы №134 на улице Комсомольской: здесь проходит капитальный ремонт и здание возвращается в сеть учреждений общего образования.

Уже ведутся работы по реконструкции школы №80, дети учатся в школе №72. Закрыто на реконструкцию здание школы №41, проект для нового здания проходит экспертизу, детей перевели на учёбу в школу №57. В работе ещё несколько проектов по новым школам в Академическом и Пионерском микрорайонах. Кроме того, в 2019 году планируется начать строительство пристроя к лицею №173, на очереди школы №№181 и 167.

– Учителей всё также не хватает? Как решаете вопрос с дефицитом педагогов?

- В последние годы учительский состав школ Екатеринбурга молодеет. У нас действует и целевой набор из Уральского государственного педагогического университета, кроме того, мы проводим учительские ярмарки труда для каждого района. Приглашаем молодых специалистов.

– В педуниверситете говорят, что их выпускники почти в 100 процентах случаев и так трудоустраиваются в школу. Другое дело, что уходят оттуда через год-два…

- Может быть, и неплохо, что кто-то не задерживается в школе. С детьми надо работать только тем, кто в иной профессии себя не видит. Лучше понять, что работа педагога не для тебя, чем всю жизнь заниматься нелюбимым делом. Работа педагога предполагает высокий уровень зрелости и ответственности. Конечно, материальные стимулы значимы, но молодые учителя порой уходят из школы не столько из-за низкой зарплаты, сколько из-за высоких требований и больших эмоциональных нагрузок.

Школы Екатеринбурга №35,70,140 получили из федерального бюджета по миллиону рублей на инновации Фото: Владимир Мартьянов

Между тем

Ожидания завышены не только у детей, но и у родителей

Левада-центр опубликовал итоги опроса, который провёл в последнюю неделю мая в 52 субъектах РФ. Выяснилось, что каждый восьмой родитель хочет видеть своего ребёнка директором банка. Ни больше ни меньше.

Кажется, даже строчка с таким видом занятости придумана авторами опроса специально, для юмора: ясно же, что банков у нас не так уж много и топовые должности в них занимают считанные единицы. Но оказалось, родители школяров скидку на это не делают. И, возможно, вполне серьёзно рассчитывают на карьеру своих детей в качестве этих самых «директоров банков».

– Работодатель очень часто сталкивается с завышенными ожиданиями молодых специалистов, когда они, только выйдя из стен вуза, требуют зарплату такую же, как у опытного работника, – рассказал «Облгазете» ректор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. – В их резюме ещё на выпускном курсе значится сумма зарплаты в 100 — 200 тысяч рублей. Конечно, работодатель таким ожиданиям не соответствует и вовсе не рассматривает подобного кандидата в качестве сотрудника. Надо как-то приземлять выпускников, чтобы они мыслили реалистично и понимали, что профессионализм вырастает с более низких ступеней карьерной лестницы.

– В ответ на запрос – быть «директором банка» – хочется сказать: кроме высокой зарплаты и уважения к должности прилагаются высочайшая степень ответственности и тяжелейший труд. Наверное, понимания этого у детей и родителей пока не хватает, – комментирует ситуацию Екатерина Сибирцева.

Большинство родителей (20 процентов) в опросе проголосовали за профессию врача. Ещё 15 процентов остановились на спе-циальности программиста и айтишника.

Победы

- Как в этом году прошёл ЕГЭ?

- Главное - без эксцессов. В пятницу, 29 июня, город будет чествовать медалистов (их у нас 683 человека) и 100-балльников. По предварительным итогам ЕГЭ в Екатеринбурге в этом году 24 выпускника получили на экзаменах по разным предметам 100 баллов. Впервые за несколько последних лет есть и два 100-балльника: ученики лицеев №130 и 135 получили максимальный балл сразу по двум сложным предметам - информатике и профильной математике.

По словам Екатерины Сибирцевой, в прошлом учебном году в Екатеринбурге было особенно много участников Всероссийской олимпиады школьников. На школьных этапах — больше 126 тысяч учеников, это почти 60 процентов всех школьников с 4-го по 11-й класс. 710 ребят соревновались на региональном уровне. А затем 47 человек из 17 школ участвовали в олимпиаде заключительного Всероссийского уровня. В результате в уральской столице 21 призовое место (причём один из участников стал призёром сразу по двум предметам), и два победителя по биологии и немецкому языку.

Школы Екатеринбурга держат марку качества образования - 12 из них вошли в последний рейтинг РА "Эксперт" "Топ-300 школ России". А три - школы №№35, 70 и 140 - получили федеральные гранты по миллиону рублей на развитие инноваций.

  • Опубликовано в №109 от 26.06.2018 под заголовком ««Планшеты отправили на доработку»»

Областная газета Свердловской области