Детей передали на аутсорсинг: 43 процента старшеклассников на Среднем Урале пользуются услугами репетиторов

школа

Нанимая репетиторов, родители сами не замечают, как перегружают ребёнка. А потом удивляются, почему у него плохие оценки. Фото: Алексей Кунилов

43 процента уральских старшеклассников и 27 процентов всех остальных школьников пользуются услугами репетиторов. Об этом заявил уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков в своём ежегодном докладе (опубликован в «Облгазете» от 19 июня 2018 г.). Мы решили узнать, можно ли учиться без репетиторов и по какой причине их услуги стали так популярны?

Замена учителям

«Областная газета» ещё до выступления Игоря Морокова поднимала тему репетиторства в своих публикациях (см. номер газеты за 27.02.2018 г.). Сегодня редкая семья со средним достатком решается не прибегать к этим частным услугам. Именно решается, потому что то и дело на собраниях в школе, в родительских чатах, в соцсетях и на тематических форумах обсуждается, как наём репетитора чудесным образом способен решить все проблемы детей с учёбой. А ведь они непременно возникают практически у всех — такова жизнь.

Услугами репетиторов в 10–11 классе пользуется почти каждый второй – 43 процента.

– Учащиеся выпускных классов больше всего занимаются с репетиторами по математике — 51 процент, – отмечает Игорь Мороков. – На втором месте — английский язык (29 процентов), далее — русский язык (23 процента), обществознание и химия — 14 и 13 процентов.

Такое повальное увлечение уроками за деньги омбудсмен связывает со снизившимся качеством преподавания в государственных школах.

– Получается, что школа не справляется с подготовкой детей в полной мере. Разве это нормально, когда профильные знания даются ребёнку только с помощью репетитора?

Слабость родителей

– Очень часто родители, нанимая частного учителя за деньги, таким образом борются с собственной тревожностью, – считает Рустам Муслумов, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Уральского федерального университета. – Особенно те из них, кто слишком занят работой и много сил тратит на зарабатывание денег. Из-за этого они мало общаются с собственным ребёнком, им кажется, что они не дают ему что-то важное. Оплачивая услуги репетитора, они снимают с себя груз ответственности за образование и даже за воспитание детей.

Действительно, общее состояние стресса в обществе так велико, что паника сеется моментально. Только один сказал: «Без репетиторов ЕГЭ не сдать», как это подхватили сотни, и понеслось… «Не сдать!» – шепчут мамы друг другу на ушко на собраниях. «Нужны репетиторы!» – как заклинания, проносится в соцсетях. Ничего не напоминает? Законы вирусной рекламы, не так ли?

– А в результате мы имеем измученных нагрузкой школьников, – говорит директор лицея СУНЦ УрФУ Андрей Мартьянов. – Некоторые родители нанимают репетиторов даже для учеников нашего лицея — и это при том, что они-то заняты учёбой, как никто. До вечера он учится у нас, потом ему надо выполнить уроки, сделать задания и… идти на дополнительные уроки к частнику. Представляете, какая нагрузка? А главное — зачем? Когда учителя в СУНЦе совершенно точно работают качественно, а не спустя рукава.

Очень может быть, что незачем. Потому что результаты ЕГЭ, в частности, тех, кто упорно занимался с репетиторами по два года подряд, порой даже хуже, чем у школьников, которые обходились без них. Люда Вакалюк, выпускница 11 класса гимназии №9 Екатеринбурга, ни разу в жизни ни с какими репетиторами не занималась. На биофак Московского государственного университета, считай, уже поступила — как призёр Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Русский язык написала на 89 баллов, а профильную математику — на 78. При том, что за четвёртую четверть лишь три раза была на уроках математики в школе — очень много времени потратила на финальный этап олимпиады. Как же удалось достичь этого без репетиторов?

– Моему ребёнку не нужны «костыли» в виде допзанятий, – уверена мама Люды Татьяна Вакалюк. – Учебники написаны вполне доступно, чтобы их понимать. Как это бывает? Сначала родители перекладывают ответственность на репетиторов, а потом ребёнок привыкает, что самому можно ни за что не отвечать. Кстати, у нас с самого начала помимо учёбы был спорт — фигурное катание. И пользы от него больше, чем от лишних нагрузок с репетиторами. Это труд и самодисциплина, умение концентрироваться и ставить цели.

По санитарным нормам, старшеклассники не должны проводить дома за уроками больше 3,5 часа в день. Родители сами забывают об этом, нагружая детей дополнительными занятиями. Фото: Павел Ворожцов

Без воспитания никуда

Мама пятиклассницы из Детской музыкальной школы №1 Екатеринбурга Оли Ворожцовой рассказывает, что из всей семьи музыкой занимается только дочь. Родители не знают ни одной ноты.

– Так что мы сразу сказали ребёнку — учишься только ты, – поясняет Анна Ворожцова. – Так я увидела, что дети полностью сами, без помощи взрослых, могут делать домашнее задание: я ведь не знаю сольфеджио. Дочь безо всякого участия репетиторов учится почти на одни пятёрки, лауреат конкурсов.

Вот и выходит, что вопрос, можно ли обойтись в учёбе без репетиторов, надо решать воспитанием. Сами же родители современных школяров как-то обходились без этих подпорок?

– Во многом это вопрос самостоятельности решений самих взрослых, их готовности отвечать за жизнь свою и своих детей, – говорит Рустам Муслумов. – Легче всего делегировать эти полномочия кому-то за небольшие деньги, передать, так сказать, на аутсорсинг. Гораздо больше усилий надо приложить, чтобы воспитать в собственном ребёнке ответственность, самостоятельность и трудолюбие. Без этих качеств школу с хорошими результатами не окончить.

Специалисты поясняют, что зону ответственности за учёбу надо передавать ученику уже с начальной школы. Никто в семье, кроме самого школьника, не должен всецело контролировать учебный процесс. К пятому классу родителям уже и знать не стоит подробности школьного расписания.

– А где-то с шестого класса в рассказах дочери о любимой ею биологии я уже и не все слова-то понимала, – делится опытом жизни без репетиторов Татьяна Вакалюк.

  • Опубликовано в №110 от 27.06.2018 под заголовком «Детей передали на аутсорсинг»
Областная газета Свердловской области