Чистые бойцы реки Чусовой

Команда журналистов во главе с капитаном Дмитрием Сивковым (впереди) отправляется на очитку Винокуренного. Фото: из личного архива Д. Сивкова

Команда журналистов во главе с капитаном Дмитрием Сивковым (впереди) отправляется на очитку Винокуренного. Фото: из личного архива Д. Сивкова

Затянут последний узел, закручены все гайки, погружены продовольствие, палатки, спальные мешки и рюкзаки – и наш новенький катамаран тихо качается на волнах реки Чусовой. Экипаж – пять журналистов с разных концов области. На три дня мы отправились по маршруту Нижнее Село – Староуткинск на экологический сплав.

Если кто-то думает, что плыли мы по течению, полёживая и созерцая неописуемые красоты Чусовой, то ошибается. Приходилось непрерывно грести, подправляя курс и ускоряя ход, чтобы успеть вовремя завершить маршрут. На стоянке тоже отдыхать некогда: разгрузиться, разбить лагерь, найти дрова (самое трудное, так как многочисленные туристы прочесали все окрестности реки в поисках валежника и сухар), и разве что вечером у костра можно слегка расслабиться, поговорить о своём наболевшем с братьями-газетчиками. Сам собой семинар получился по обмену опытом.

К новому катамарану крепятся фанерные листы вместо обычного прорезиненного покрытия – шалинское ноу-хау. Фото Станислав Богомолов

Но к делу. Задача поставлена вроде бы непритязательная: очистить скалу-боец Винокуренный от надписей вроде «Тагил рулит», «Наш Уралмаш» и «Лёха из Лёвихи был здесь». Как возникла идея? Вот уже восемь лет в Шалинском городском округе летом регулярно для школьников и молодёжи организуются сплавы – грех не воспользоваться таким подарком, как 90 километров шалинского участка реки. У Чусовой один бич – мусор. Однажды решили устроить экологический поход. Ну, собрали ржавые банки, а куда его девать, как вывозить? Пока не совсем получается. Но во время этого сплава как-то попристальнее оглядели берега, скалы – и глаз царапнули многочисленные надписи. Вот тогда и решили «забить им баки». Помните, в «12 стульях» Бендер и Воробьянинов углядели на стенах Дарьялского ущелья надпись «Коля и Мика, июль 1914 г.». «Забьём Мике баки. У меня, кстати, и мел имеется», – сказал великий комбинатор.

Загадочный артефакт на берегу Чусовой. Похож на верхнюю часть мраморной колонны. Фото Станислав Богомолов

Но всё оказалось не так просто. Вообще, своим недавним возникновением движение за очистку скал природного парка обязано, конечно, неутомимому Дмитрию Сивкову, главному редактору газеты «Шалинский вестник» и руководителю АНО «Издательский дом «Кремлёвский стан», и комитету по делам спорта, культуры и молодёжи Шалинской администрации во главе с Валерием Шешениным. Сделать это надо по двум причинам. Во-первых, все скалы-бойцы – памятники природы и требуют к себе бережного отношения. Во-вторых, бойцами их называют, потому что о них нередко вдребезги разбивались демидовские барки с железом, пушками, ядрами. И здесь погибло немало бурлаков, поэтому малевать на каменных стенах свои тщеславные глупости, по крайней мере, кощунственно.

Деревня Трёка расположилась на правом берегу Чусовой, дороги к ней нет, автомобильного моста нет, только пешеходный, поэтому все гаражи «живут» на другой стороне реки, куда и ведет дорога из соседнего села. Фото Станислав Богомолов

На первый сплав по истреблению надписей в прошлом году были приглашены журналисты из городских и районых газет. Сплав тогда удался, а вот смыв надписей на маршруте Староуткинск – деревня Мартьяново – не совсем. Над многими ацетон, растворители и металлические щётки оказались бессильны. Зато начал составляться реестр подлежащих уничтожению букв, который постоянно пополняется. Начались и поиски подходящих препаратов. Опуская подробности, скажем, что наиболее эффективны оказались импортные смывки: одна для масляной краски, другая для граффити; хорошо помогает раствор для удаления автомобильной краски. И поэтому нынешняя экспедиция журналистов уже была во всеоружии.

Команда журналистов за приготовлением нехитрого ужина. Фото Станислав Богомолов

Сутки в пути – и мы уже на самой, пожалуй, оборудованной стоянке у Винокуренного. Здесь даже два туалета есть! И горбыль на дрова, который регулярно подвозит на самые популярные стоянки администрация парка. Легенда гласит, что здесь от демидовских приказчиков в вырубленных в камне кельях прятались старообрядцы, по ночам гнали кумышку, сиречь самогон, и продавали его. Торговать выплывали ночью, да однажды попались стражникам. Старообрядцев всех повязали, а кельи засыпали. Чушь полная, но забавно.

Надпись дружно стирают Дмитрий Сивков (слева) и Сергей Озорнин. Фото Станислав Богомолов

А вот и загадочная искомая надпись: «Маркировка ППИ, 1959 год», уже за стоянкой. Скорее всего, наследили студенты Пермского политехнического института. Или педагогического – да какая нам разница? Вооружённая химией, щётками и скребками штурмовая группа отправилась на 15-метровую высоту. Вскоре раздался восторженный крик:

– Ребята, тут скала рыхлая, даже смывка не понадобилась! Часа за два всё отскребём…

Такими надписями «украшены» многие бойцы. Фото Станислав Богомолов

Так оно и вышло. Да, работы было не так уж много, но добраться сюда… Ещё один боец, уже четвёртый, стал чистым. Параллельно с нами работала группа рабочей молодёжи ниже Староуткинска, они отмыли камень Сокол 2 (от Нижнего Села до деревни Мартьянова две скалы с таким названием). Итого, две скалы почистили, а всего намечено в этом сезоне убрать все надписи с 10 скал. В конце сезона определятся кандидаты на следующее лето. Катамаран, амуницию и продукты в Староуткинске мы оставляем в школе, откуда по реке отправится следующий экосплав из школьников…

Сивков не оставил камня на камне от надписи на скале. Осталось белое пятно. Фото Станислав Богомолов

Завершилась наша экспедиция только что придуманным обрядом для новичков: каждый выпил чашку родниковой воды с весла без помощи рук и получил на память камешек с очищенного бойца.

Кстати

Два новых катамарана, палатки, спальные мешки и другое оборудование были приобретены на президентский грант, который выиграла возглавляемая Дмитрием Сивковым АНО «Издательский дом «Кремлёвский стан».

– Когда мы всерьёз занялись очисткой бойцов, стало ясно, что имеющимся финансированием из муниципалитета на сплавы не обойтись, – рассказывает Дмитрий. – Одна канистра смывки стоит пять тысяч рублей, а их надо не одну. Мы решили подать заявку на президентский грант и выиграли! 200 тысяч рублей ушло на катамараны, палатки, спальники и прочее, а остальное пойдёт на аренду техники, зарплату привлечённых специалистов и так далее. Но дело это очень непростое: открытие специального счёта, отчётность до чека на каждую покупку, приобретаем оборудование только отечественного производства и так далее. А в назначении гранта так и сказано: в целях развития активной гражданской позиции. Стартап, по сути.

  • Опубликовано в №124 от 17.07.2018
Областная газета Свердловской области