Специально для «Облгазеты»: митрополит Кирилл – о 1030-летии Крещения Руси

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл

Фото: Екатеринбургская епархия

В субботу, 28 июля в стране отмечают 1030-летие Крещения Руси. Что значит этот день для православного человека, каким было празднование тысячелетия Крещения и в чём особенности нынешнего празднества – об этом специально для «Облгазеты» рассказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский КИРИЛЛ.

– Крещение Руси — событие очень яркое, драматичное. Между тем оно стало для большинства страницей учебника – особенно в эпоху СССР. Только сейчас приходит понимание масштабности и важности, обретается внутренний нерв события.Осознаем ли мы, сегодняшние, истинное значение события? Или мы настолько разделены, что не способны к этому?

– День Крещения Руси сегодня не воспринимается частью общества. Так же, как ещё до недавнего времени не воспринималась тема подвига Царской семьи. Мы остаёмся единым народом, просвещенным светом Евангелия Христова. Да, разделённым политическими границами, но с единой верой в сердце.

Наши народы разделены определёнными политическими деятелями. И это произошло не вчера и не сегодня. Задача и состояла в том, чтобы «разделить», так как основой была православная вера, которая родилась в киевской купели крещения. Именно в Киеве, матери городов русских. Именно «русских», что засвидетельствовано и в древнерусской литературе. И вот эта общность людей – народов и народностей, живущих в этих «городах русских» – по сей день устраивает далеко не всех. Это вопрос политических интересов.

– 1030-летие Крещения будет праздноваться не только в Москве, но и в Киеве, Минске, Кишинёве. А каким было празднование тысячелетия Крещения, отмеченное в СССР? Вы встречали его, будучи благочинным церквей Кишинёвского округа, настоятелем Феодоро-Тироновского кафедрального собора в Кишинёве, секретарем митрополита Кишинёвского и Молдавского…

– Это был взрыв эмоций. Самый большой праздник. Настоящий, искренний. Я был тогда членом Поместного собора Русской Православной Церкви. Не могу вспомнить чего-то более яркого. Глоток свежего воздуха, которого мы не ожидали. Радостное недоумение. Ведь что значило – быть православным в Молдавии до 1988 года? Духовенству запрещалось собираться вместе, нельзя было ходить в священническом облачении, действовал запрет на колокольный звон. Чтобы архиерею служить на приходе, требовалось разрешение местных властей. И вот после десятилетий пережитого церковного и личного уничижения всё меняется. Впервые за послевоенную историю духовенство Молдавии собралось воедино.

Через год – совсем другая страна. Началось массовое открытие храмов. Если память не изменяет, с середины 1988-го до середины 1989-го открылись 500 новых приходов. Помнится, 12 февраля 1989 года в Молдавии состоялась официальная передача Киприяновского монастыря, закрытого советскими властями ещё в 60-х. Так вот, спустя три дня, 15 февраля, на первом богослужении собрались тысячи и тысячи верующих. Огромное количество людей. То есть за три дня монастырь, подвергавшийся разрушениям на протяжении десятилетий, был подготовлен к освящению и стал символом возрождения веры на молдавской земле.

Очень большим энтузиазмом отмечено то время. Я рад, что пережил это.

– Портрет прошедших Царских дней, собравших более 100 000 верующих на крестный ход, значительно омолодился. Много ли молодёжи в Церкви?

– Молодёжь приходит в Церковь, но не валом валит. Вокруг столько всего, что кажется более интересным и привлекательным. Пока с жизненным опытом придёт понимание того, что главное, настоящее… Пройдя через горнило искушений молодости, ум и сердце обретают ценности. Человек понимает, что подлинный фундамент жизни невозможен без веры.

Современное общество, к сожалению, мало думает как о молодёжи, так и о стариках. А это вещи взаимосвязанные. Как найти свое место? Что ждёт каждого через 30–50 лет? В чём смысл существования? Ответы на эти вопросы помогают обществу быть увереннее в своём будущем. Когда молодёжь видит заботу о старшем поколении, уважительное отношение к прошлому, тогда и у неё появляется осознание ответственности за бытие и ответственное отношение к Родине, в том числе и к родителям, бабушкам и дедушкам.

Пока же сделано очень многое, чтобы эти связи между поколениями разорвать.

Буквально за четыре дня до празднества Крещения Руси отмечается День святой Равноапостольной Великой княгини Ольги. Помнится, в прошлом году за богослужением на приходе во имя этой святой в селе Патруши вы назвали этот праздник «днём бабушек, сохранявших Церковь Русскую на протяжении всей её истории».

– Христова Церковь православная утверждена на Руси в 988-м году, когда пришёл князь Владимир и княгини Ольги уже не было. А первые христиане на русской земле, и среди них первая христианка Ольга, которую современники называли «богомудрая бабка Ольга», крестились намного раньше, как минимум на 25–30 лет. То есть бабушки появились в нашей Церкви раньше, чем сама Церковь. Они остались верными ей и тогда, когда все говорили, что остались одни бабушки в нашей Церкви и как она может жить дальше? Точно так же, как и десять веков назад, когда княгиня Ольга покинула этот бренный мир, но оставила после себя внуков, которые возродили Святую Православную Церковь. Так и наши бабушки в 30-70-е годы вырастили внуков, которые вернули Церковь Христову и возвращают её сегодня.

– То есть молодежь всё-таки является продолжателем дела своих праотцев?

– Мы видим это на торжествах в честь Дня Победы, когда они вместе с поколением отцов чтут память павших на военных мемориалах или идут «Бессмертным полком». Мы видим их помогающими ветеранам в их домах, приводящими в порядок воинские захоронения. Вот сейчас поисковики молодёжного отдела нашей епархии вновь на Смоленщине отыскивают свидетельства войны, возвращают из небытия воинские судьбы. Помимо поисковых работ будут благоустраивать воинские захоронения, участвовать в концертах для ветеранов войны, тружеников тыла и малолетних узников концлагерей.

А сколько молодых сегодня в нашей Православной службе милосердия, которая реализует более двух десятков социальных проектов, помогая тысячам нуждающихся людей. Почитайте на их сайте истории добровольцев – какими путями Господь приводит их к делам милосердия и как это меняет их жизнь.

Сколько молодёжи было на Царских днях – и в качестве волонтёров, и просто как паломники и участники торжеств. Какие замечательные, позитивные, энергичные ребята «Содружества молодёжи», приехавшие в Екатеринбург почтить память святых Царственных страстотерпцев с самых разных стран. Они пребывали у нас в июле – провели здесь съезд, помогли на главных событиях.

Молодёжи в храме, на самом деле, больше, чем нам кажется.

– Что даёт современному обществу празднование Крещения Руси?

– Понимание нашего предназначения. После крещения наши предки стали строить страну, основанную на христианских идеалах. Стремление к святости стало некоей государственной задачей. Понимая, что человек слаб и немощен, сама идеология построения Святой Руси помогала человеку становиться совершеннее и тем самым также укреплять свою Отчизну.

Результатом стало построение огромного государства, наследниками которого мы сегодня частично являемся.

  • Опубликовано в №133 от 28.07.2018
Областная газета Свердловской области