Система ЕГЭ дала сбой

Весь июль на Среднем Урале шли разбирательства по поводу низких результатов ЕГЭ по английскому языку. Более 200 выпускников получили ноль баллов за одно из самых сложных заданий – эссе. Фото: Алексей Кунилов

Весь июль на Среднем Урале шли разбирательства по поводу низких результатов ЕГЭ по английскому языку. Более 200 выпускников получили ноль баллов за одно из самых сложных заданий – эссе. Фото: Алексей Кунилов

Весь июль на Среднем Урале шли разбирательства по поводу низких результатов ЕГЭ по английскому языку. 225 выпускников пошли на апелляцию, получив ноль баллов за задание повышенной сложности, эссе. Семи из них – тем, кто пожаловался в Москву, подняли баллы после повторной перепроверки. Скандал с проверкой английского и массовое отклонение заявлений екатеринбургской апелляционной комиссией показали, что система ЕГЭ, оказывается, вовсе не объективна.

Нулевые эссе

По данным министерства общего и профессионального образования Свердловской области, 15 процентов из 1 600 сдававших английский язык школьников региона получили в этом году ноль баллов за эссе. Знания детей, которые усердно готовились к ЕГЭ и на «отлично» сдали кембриджские и другие международные экзамены, оказались не оценены экзаменационной комиссией. Как так, если эссе было написано? Когда появилась возможность посмотреть проверенные работы, во множестве случаев оказалось: никаких ошибок в сочинениях нет. А просто… раскрытие темы не отвечало нужным критериям. Эти ребята подали на апелляцию. Эксперты ответили: «не решена коммуникативная задача» и нет одного и того же ключевого слова. Как роботы в Интернете, подсчитывающие слова-ключевики. Оказывается, в эссе на тему «Ранний выбор карьеры — это залог успеха» надо было в каждом предложении повторять слово «успех». И неважно, насколько глубоко выпускник раскрыл тему…

– Готовлю учеников к ЕГЭ четыре года, и такая ситуация с низкими баллами и массовыми апелляциями случилась впервые. Комиссия заявила, что за один день до экзамена появились изменения в критериях оценки, в результате чего многие эссе и оценили в ноль. Странно и думаю, даже незаконно, – считает преподаватель английского языка Уральского центра подготовки к ЕГЭ Полина Оленева. – Думаю, было указание максимально отсеять учеников, чтобы они не поступили на бюджет.

СПРАВКА

Есть два вида апелляции: о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ и о несогласии с результатами. Первая подаётся в день сдачи экзамена, не выходя из пункта проведения ЕГЭ. Вторая – в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов и возможна в присутствии или отсутствии ученика. Первый вид апелляции встречается редко: в 2018 году в Свердловской области было три таких обращения, одно из которых удовлетворили. Апелляцию по результатам в нашем регионе выпускники чаще подают по профильной математике, обществознанию, литературе, а теперь – и по английскому языку.

Действительно, с низкими баллами по иностранному в лучшие вузы страны путь закрыт. Но пострадавшие выпускники и их родители не остановились на местной апелляции, которая оставила баллы без изменения. Часть обратилась в Москву, в Рособрнадзор и написала петицию Президенту России. И тогда свердловским экспертам пришлось заново организовывать апелляционную комиссию. На это пошли всего десять ребят, семи из них пришлось поднимать баллы: от 14 до трёх. Правда, приёмная кампания в университетах уже завершилась, и нынче эти честно заработанные баллы предъявить выпускникам будет уже некуда.

ЕГЭ

Ученики жалуются, что выше оценивается эссе, написанное по шаблону не только на ЕГЭ по иностранному языку, но и по другим гуманитарным предметам. Фото: Алексей Кунилов

ЦИФРА: В основной период проведения ЕГЭ в России в 2018 году экзамен сдавали более 731 тысячи человек, из них 645 тысяч – выпускники текущего года.

По шаблону

Казалось бы, Минобрнауки сделало всё, чтобы ЕГЭ сдавали в равных и честных условиях: видеонаблюдение в пунктах проведения экзамена, загрузка работ в единую федеральную базу и их проверка случайными экспертами из разных регионов, предъявление сканов работ в личный кабинет ученика на портале ЕГЭ…

– Пару лет назад я состояла в комиссии по проверке экзаменационных работ, а в прошлом году – в апелляционной комиссии, поэтому могу сказать, что работы проверяются честно и чётко по инструкциям. Апелляцию надо подавать уверенному в своём результате и знающему ученику, который сможет доказать свою правоту комиссии, – говорит преподаватель математики с многолетним стажем из Каменска-Уральского Светлана Захарова.

Очень похоже, что главным в ЕГЭ становятся не сами знания ученика, а то, как он способен следовать этим самым инструкциям и критериям. И, хоть при апелляции местная свердловская комиссия баллы добавляет нечасто (примерно в 40 процентах случаев), педагоги от процедуры не отговаривают.

– Предупреждаем учеников, что это риск, – поясняет ведущий специалист Управления образования Верхней Салды Марина Константинова. – Если школьник недоволен результатом экзамена, создаём свою комиссию для проверки и рекомендуем ему подать на апелляцию при нахождении спорных моментов в работе. Школа не может давить на выпускника и обязана принять его апелляцию.

Обычно баллы после перепроверки не повышают, потому что эксперты не желают признавать свои ошибки. Кому захочется выглядеть непрофессиональным. И апелляционные комиссии вместо того, чтобы восстанавливать справедливость, просто прикрывают изъяны системы ЕГЭ. И вроде бы все тестовые задания заменены на вопросы с развёрнутыми ответами, но строгие критерии оценки лишь ещё больше загоняют школьников в рамки и шаблоны. Если по математике, физике, химии и биологии ответы точны, и с проверками почти нет проблем, то ЕГЭ по русскому, литературе, обществознанию, английскому и истории оказываются под угрозой субъективных проверок экспертов. В каждом из этих предметов расширили так называемую «рассуждательную» часть с развёрнутыми ответами. И правильно, только выражение собственного мнения показывает уровень мышления ученика. Но зачем тогда загонять критерии оценки этого в узкие инструкции с подсчитыванием каждого слова?

– Прийти к устраивающему всех варианту экзамена очень сложно, – признаёт победитель конкурса «Учитель года-2017» в Свердловской области Елена Коновалова, преподающая русский язык и литературу в серовской школе №20. – Пока система ЕГЭ несовершенна и иногда приводит к вот таким абсурдным результатам. Остаётся надеяться на её доработку.

КСТАТИ

Ни на официальном портале ЕГЭ, ни на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации нет статистики по общему количеству апелляций ЕГЭ по всей стране за последние годы. Единственные опубликованные данные относятся к 2011 и 2012 годам, когда было подано порядка 65 и 100 тысяч апелляций.

В Свердловскую конфликтную комиссию, по данным министерства общего и профессионального образования области, в 2017 году поступило 951 заявление об апелляции ЕГЭ. В этом году обработка данных ещё не завершена, но среднее количество апелляций ежегодно составляет 900–1 000 заявлений.

  • Опубликовано в №139 от 07.08.2018
Областная газета Свердловской области