Современные художники для росписи храмов готовят краски по старинным рецептам

Фото: Владимир Мартьянов

Фото: Владимир Мартьянов

Только за последние семь лет в Свердловской области построены и возрождены 45 храмов. Их либо реставрировали, либо построили заново — и все они нуждались не только в художественном оформлении внутреннего убранства, но и в создании иконостасов, фресок на стенах, орнаментов. Уральские художники при изображении ликов святых используют темперу — краску, которую приготавливают собственноручно.

Многие полагают, что древние рецепты приготовления красок для росписи православных храмов давно утеряны и уже не используются. Тем более что весь XIX век храмы расписывали маслом. Васнецов расписывал Владимирский собор в Киеве масляной краской. Олифа темнела со временем, способа осветлять темперные росписи в старинных русских церквях мастера не знали, вот и перешли с темперы на масло. Но в начале XX века в России научились реставрировать древние росписи, снимать потемневший слой олифы и покрывать краски заново, делая их вновь яркими и живыми. Правда, умение это оказалось ненужным почти всё прошлое столетие. Мастера вернулись к нему лишь два-три десятилетия назад.

– Рецептурный состав древних красок не был утрачен, и теперь по старинным рецептам мы сами готовим темперу непосредственно перед росписью: закупаем минералы соответствующих цветов, специальным приспособлением измельчаем их — так получаем красящий пигмент. Затем разводим его либо купленные пигменты охры в яичном желтке. Именно так готовили краску для росписи на Руси и в XII, и в XIII веках, – рассказывает член Союза художников России Татьяна Водичева. Под её руководством мастера расписывали Храм-на-Крови. – В промышленных масштабах такая краска не производится: её нельзя наготовить загодя, надолго вперёд, срок годности — примерно два-три дня. Мы работаем только свежим материалом.

Лики святых художники пишут приготовленной самостоятельно краской, а все орнаменты – той, что изготовлена на производстве, на химической основе. Фото: Александр Зайцев

Краской по древним рецептам художники воссоздают росписи в старинных храмах, когда реставрируют их, и все иконостасы во вновь построенных. Так, яичной темперой работали над созданием алтаря, всех иконостасов Храма-памятника на Крови и Патриаршего подворья в Екатеринбурге. Именно темпера даёт живые естественные цвета, ею традиционно исполняются все лики святых. При этом греческие художники такими сложностями в работе над храмовыми росписями не утруждаются — просто используют современные красящие материалы. Те, что у нас на Урале берут только для фресок и орнаментов: акриловую и силикатную краски.

– Акрил — прочный и невыцветающий материал, – считает Валерий Бойцов, член Союза художников России, расписывающий Нижний храм в Храме-на-Крови. – Силикатную краску изобрели, чтобы красить фасады, она отлично показывает себя и в дождь, и в снег, так что выдержит и сырость, и перепады температур внутри зданий. И это, кстати, её значительный плюс относительно краски на органической основе. К примеру, росписи темперой под куполом вполне способны покрываться плесенью. А вот на «химии» плесень не вырастет.

Правда, как краски химического производства будут вести себя в веках, ещё неизвестно. Их ведь используют всего чуть больше 10 лет. Тогда как темпера в русских церквях проверена столетиями.

Цифры

624 храма, часовен и других молитвенных сооружений Русской православной церкви действуют на территории Свердловской области

336 из них — типовые храмы, в том числе требующие реставрации.

  • Опубликовано в №141 от 09.08.2018
Областная газета Свердловской области