Дом, который едет на юг

Супруги Александр и Наталья Шиян путешествуют с трейлером четвёртый год

Супруги Александр и Наталья Шиян путешествуют с трейлером четвёртый год. Фото: из архива семьи Шиян

После чемпионата мира в Госдуме создали комиссию по развитию в России караванинга – автомобильного туризма с проживанием в автодомах, где жилой кузов и кабина составляют одно целое, или автоприцепах. Для Свердловской области такой туризм пока является экзотикой, но первые ростки уже пробивают себе дорогу.

Покорители дорог

Европа давно отдыхает «на колёсах». Большие автодома автобусного типа и автоприцепы там необычайно популярны. В сезон кемпинги Германии принимают 6,3 миллиона караванеров, а в Великобритании собственный трейлер имеет каждая третья семья. По словам председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаила Дегтярёва, доходы от этого вида туризма за рубежом ежегодно достигают 40 миллиардов евро. Почему бы не сделать поездки с автодомом хорошей российской традицией? С этой целью и создана специальная комиссия в Госдуме. Опираться там намерены на опыт главных центров автотуризма – Санкт-Петербурга, Суздаля, Тюмени.

Для нашего региона «караванинг» – слово, требущее расшифровки. Но екатеринбургские предприниматели Артём Парыгин и Оксана Качалкова, сдающие трейлеры в аренду, считают, что в ближайшем будущем этот термин будет на слуху у великого множества автотуристов.

– Мы с супругой Оксаной пять лет назад, отдыхая в Калининграде, арендовали на неделю просторный автодом, – рассказал Артём Парыгин. – Эмоции были столь яркими, что сами решили заняться таким бизнесом. Приобрели три трейлера, и теперь туристы арендуют их для семейного отдыха, уже есть постоянные клиенты. Некоторые выезжают на выходные к ближайшим озёрам, а более опытные предпринимают путешествия к Чёрному морю и Байкалу, в Карелию и Поволжье. Стоимость аренды составляет две тысячи рублей в сутки.

Интерес к автодомам проявляют те, для кого важны максимальная независимость от обстоятельств и свобода выбора пути. Специальной инфраструктуры для путешественников с трейлерами пока нет, поэтому в пути они пользуются добротой придорожных отельеров и владельцев баз отдыха, разрешающих подключиться к электричеству и пополнить запасы воды.

автодома

Российские караванеры подходят к делу с выдумкой. В этом доме на колёсах прихожей стала обычная туристическая палатка. Фото: из архива семьи Шиян

Во сколько может обойтись летний отдых в Крыму на 15 дней на двоих.

Транспорт

Авиа

Екатеринбург-Симферополь туда и обратно 52800 руб

Ж/д

Единый билет Екатеринбург-Симферополь туда и обратно 18250 руб

Автомобиль с трейлером Новоуральск-Симферополь 38000 руб за топливо 885 руб за платные дороги

Проживание

Отель - от 10600 в сутки

Мини-гостиница или комната в частном доме от 1200 в сутки

3 дня в кемпинге - 2100 рублей, остальные дни - бесплатно

Питание

Средний чек в ресторане - 4600 руб

Средний чек в столовой 600 руб

700 руб в сутки

Бюджет путешествия с прицепом скромнее, чем отдых по путёвке: траты супругов Шиян в общей сложности составили 57000 рублей.

Каменцы в тренде

Модификаций караванов невероятно много: от трейлеров-прицепов для 2–4 человек до солидных двухосных автодомов, где кабина и жилой отсек составляют одно целое. В последних с комфортом могут разместиться до 8 человек, но стоимость их начинается от полутора миллионов рублей. «Начинка» тоже разнится. Есть дома на колёсах, не уступающие по комфорту настоящим виллам, а есть эконом-варианты. Во всех домиках у вас будет спальное место-трансформер, кухня и биотуалет с умывальником. Впрочем, как признаются сами владельцы прицепов, русский караванер будет с отвёрткой бесконечно ползать по своему вагону, даже самому укомплектованному, и искать, где бы чего полезного в нём прикрутить.

Большая часть автодомов, колесящих по российским дорогам, выпущены в странах Европы. Однако отечественные производители тоже в тренде. В Каменске-Уральском работает предприятие «Каменскавто». Специализируется на прицепах, в том числе и туристических.

– Мы освоили эту продукцию год назад, продали два десятка караванов. Наиболее популярны у туристов модели «Капля» и «Кочевник». Они одноосные, не требуют мощного автомобиля и дополнительной категории прав. Стоимость в стандартной комплектации – 130 тысяч рублей, а за создание комфортных условий и внешнего лоска придётся доплатить. Трейлеры отлично сохраняют тепло, клиенты рассказывают, что пользуются ими до двадцатиградусных морозов, – делится менеджер предприятия Иван Котугин.

автодома

Фото: Уральский завод прицепов и кузовов

Из личного опыта

Настоящими экспертами по караванингу можно считать супругов Александра и Наталью Шиян из Новоуральска. С 2014 года они путешествуют с трейлером голландского производства.

– На первых поездках на озёра Челябинской области я набирал много ненужных вещей. Перегрузил прицеп, и через сцепное устройство машину придавило к земле так, что всё пело и скрипело. Сейчас придерживаюсь золотого правила: чем легче прицеп и тяжелее машина – тем комфортнее и безопаснее езда. В прицепе у нас два раскладных стула, немного одежды, кухонная посуда (в основном пластик), гриль-мангал, постельные принадлежности. Остальное, включая канистры с водой, прицепной тент-палатку, сумку с провизией, чемодан с личными вещами, генератор и даже складные пляжные шезлонги, укладываю в машину. Благо на задних сиденьях у нас никого, – рассказывает Александр Шиян.

В дороге он больше всего опасается неадекватных водителей и плохих дорог. Движение по ним с караваном-прицепом малоприятно для экипажа и болезненно для техсостояния прицепа.

Отсутствие инфраструктуры путешественников не смущает. При длительных стоянках, когда штатный аккумулятор прицепа садится, они запускают бензогенератор для подзарядки батареи.

Бюджет путешествия с прицепом скромнее, чем отдых по путёвке. Так, в июне на отдых в Крыму в течение 23 дней чета Шиян потратила 43 тысячи рублей, самая дорогая статья – топливо, ведь с прицепом расход увеличивается в полтора раза. Оно обошлось в 33180 рублей.

– На побережье встречаются очень большие, новые и дорогие караваны, оборудованные и кондиционерами, и спутниковыми TV. А есть пенсионеры с очень старыми прицепами, которые стоят месяцами на море на одном месте. Так люди в автономном режиме бесплатно отдыхают с внуками, – рассказывает Александр Шиян.

Путешественник уверен: с развитием инфраструктуры, о которой говорят депутаты, караванинг будет завоёвывать позиции в России. Но таким же популярным, как, например, в Скандинавии, ему не стать. Виной тому – огромные расстояния нашей страны, дорожающий бензин и качество дорог.

  • Опубликовано в №147 от 17.08.2018 под заголовком «На Урале появились дома на колёсах»
Областная газета Свердловской области