Визитка для города: почему в Екатеринбурга много достопримечательностей, но пока нет главного символа

В Екатеринбурге не так много мест, где можно сфотографироваться на память. И почти все они – в самом центре города. Фото: Владимир Мартьянов

В Екатеринбурге не так много мест, где можно сфотографироваться на память. И почти все они – в самом центре города. Фото: Владимир Мартьянов

Почти у каждого туристического города есть своя визитная карточка, по которой его узнают во всём мире. Дубай ассоциируется с отелем-парусом, Сидней – со зданием Оперного театра, Сан-Франциско – со знаменитым мостом «Золотые ворота», а Копенгаген – с памятником Русалочке. Невьянск невозможно представить без Наклонной башни так же, как Париж – без Эйфелевой. В Амстердаме после ребрендинга города все остальные символы вытеснили двухметровые буквы «I amsterdam», а Ливерпуль торгует брендом Битлз. Но если спросить десять человек, с чем в их представлении связан Екатеринбург, то можно получить десять разных ответов. Достопримечательностей много, а символа, признанного всеми, – нет.

Многие интуристы, которые приезжают в Екатеринбург на матчи, признаются, что им очень трудно выбирать сувениры с символикой города. «Не привезти магнитик с какой из достопримечательностей – дурной тон?» – спрашивают они. А можем ли мы сами ответить на этот вопрос и при этом не стать похожим на лавочника, который выкладывает на прилавок сразу весь ассортимент: «У нас много всего! Выбирайте!»

Запутаться немудрено. Даже в официальной продукции, призванной презентовать уральскую столицу туристам, предлагается не один символ, а целая коллекция. Эмблемой Екатеринбурга во время мундиаля стал дом Севастьянова, который красовался на всех городских постерах. На карте гостя City Pass – уже другая достопримечательность: водонапорная башня у Плотинки. На почтовой марке, выпущенной в этом году к 295-летию города, изображён Храм-на-Крови, а 20 лет назад на такой же марке, посвящённой Свердловску, чтобы не мучиться, поместили сразу семь символов. Почему так получилось?

С самых первых лет советской власти и до начала девяностых Екатеринбург (а затем – Свердловск) воспринимался как сугубо промышленный город, и его символы тоже были связаны с индустриализацией. Ни в какой рекламе они, само собой, не нуждались. В советское время почётным гостям города первым делом показывали Уралмашзавод и район вокруг него. В их числе первый руководитель КНР Мао Цзэдун, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, лидер Кубы Фидель Кастро и ещё несколько десятков визитёров.

В 1990 году город был открыт для въезда иностранных граждан. С этого времени начался поиск новых смыслов. Современный Екатеринбург – это город технологий, крупный деловой и туристический центр. Так каким должно быть его лицо?

Весной мировые СМИ облетела новость о том, что в Екатеринбурге сносят главный символ города – телебашню. Правда, в символы её записали ровно тогда, когда узнали о предстоящем сносе: до этого труба была не более чем частью городского пейзажа. Но никто не задумался, а почему, собственно говоря, полуторамиллионник, претендующий на звание города технологий, миру должна представлять недостроенная бетонная труба?

Мы решили задаться вопросом, что реально могло бы стать главным символом города, и составили список достопримечательностей, которые называют чаще всего. Но пока каждый объект, претендующий на звание «главного символа», наполнен противоречиями. Может быть, поэтому мы и не можем определиться и выбрать один из них?

Символы Екатеринбурга

Коллаж: Алексей Кунилов, Павел Ворожцов, Александр Зайцев, Геннадий Богатырёв.

Гостиница «Исеть». Сейчас памятники пролетарского искусства, самый знаковый из которых — гостиница «Исеть», пытаются назвать главной фишкой города, но пока советский конструктивизм интересен только как явление: ни фотографироваться на фоне этих зданий, ни рассказывать о них взахлёб по возвращении из путешествия гости города почему-то не торопятся, да и у самих жителей постройки тоже не вызывают особых эмоций.

Храм-на-Крови. Храм-на-Крови, построенный 15 лет назад, сразу после открытия британские СМИ назвали «главной туристической достопримечательностью Екатеринбурга». Так и получилось. Храм притягивает не только паломников, но и обычных туристов со всего мира. Практически все путешественники на вопрос «Что вы знаете об уральской столице?» без запинки вспоминают только одно: «Здесь была убита царская семья». И оказавшись в городе, первым делом посещают храм, а затем едут прямиком на Ганину Яму. Это важная часть нашей истории, но было бы замечательно, если бы город славился не только такими трагическими, но и позитивными событиями.

Небоскрёб «Высоцкий». Семь лет назад в центре Екатеринбурга вырос новый претендент на звание главного символа – небоскрёб «Высоцкий». Современное здание, которое резко выделялось на фоне исторической застройки в центре города, стало новым архитектурным «магнитом» города, но стоило пять лет назад появиться другому «самому высокому зданию» – башне «Исеть», этот бренд тоже перестал быть очевидным. Теперь на магнитах и сувенирных тарелках теперь всё чаще – не «Высоцкий», а вид на строящийся Екатеринбург-Сити с другой стороны городского пруда.

Ельцин Центр. Те же болельщики в числе главных достопримечательностей называли «Екатеринбург Арену» – за необычные трибуны, которые, к слову, скоро разберут. Двумя годами ранее появился ещё один современный объект – Ельцин Центр, позиционирующий себя как «символ свободы и демократии». Селфи на фоне этих объектов не сделал только самый ленивый путешественник. Один из них олицетворяет спортивную жизнь города, второй – конкретный исторический период. Но могут ли они охарактеризовать, чем живёт и дышит весь Екатеринбург?

Исторический сквер и дом Севастьянова. Точкой притяжения и горожан и туристов пока остаётся комплекс объектов в сердце Екатеринбурга – Плотинка, площадь Труда и – напротив неё – нарядный дом Севастьянова. О последнем интуристы всегда спрашивают: «Что это за красивый особняк, похожий на пирожное?» А в ответ часто – пауза: немногие жители смогут с ходу рассказать историю самого популярного места в городе и даже вспомнить, кем был тот самый Севастьянов?

– Поэтому пока Екатеринбург – это только «третий по величине город в России в центре евразийского континента, на границе между Европой и Азией». Сложившаяся архитектура зданий и городской среды в Екатеринбурге недостаточна для формирования ярких символических образов, способных перерасти в его бренд, – считает член Союза архитекторов России, руководитель проектного центра УрГАХУ «АРХЭКОПОЛИС» Андрей Печёнкин.- Такие объекты, как Белая башня или комплекс «Городок чекистов» известны во всём мире и формируют образ Екатеринбурга – но, к сожалению, только исторический. Позиционирование современного города пока – в процессе. На мой взгляд, надо смотреть в сторону строительства высокотехнологичных, энергоэффективных и экодружелюбных зданий и объектов городской среды, один из которых и мог бы стать новым символом.

Выставка EXPO-2025, за которую борется сейчас Екатеринбург – хороший шанс, чтобы такой объект появился. Так же, как 129 лет назад появилась пресловутая Эйфелева башня. Мир и технологии не стоят на месте, и что, если не выставка технологических открытий и достижений может дать новые идеи для городской архитектуры?

Сегодня городу, претендующему на статус столицы инновационных технологий, нужны не просто функциональные – ему нужны визуально интересные проекты. Возможно, они будут спорными и поначалу вызовут вопросы у консерваторов. Но если такая достопримечательность сможет попасть на туристические буклеты, и если при взгляде на неё и жители, и гости города смогут сказать одно и то же: «Вот это точно визитная карточка Екатеринбурга!», то спорить по поводу главного символа города больше не придётся.

Что считают символами Екатеринбурга известные уральцы?

Накануне Дня города «Облгазета» расспросила известных земляков о символах Екатеринбурга. Мнения получились противоречивыми, но практически каждый в числе визитных карточек столицы Урала назвал Плотинку, Храм-на-Крови и Ганину Яму.

Михаил МАЛЬЦЕВ, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма:

- В профессиональной среде нет единого мнения о символах Екатеринбурга, потому что у нас нет отчётливо лидирующих объектов и отсутствует единый бренд. Отсюда мы часто и получаем абсурдные попытки сделать символ из какого-нибудь недостроя. Необходимость такого бренда очевидна — это показывает нас всему миру и, в конечном счёте, влияет на продажу нашей территории для туристов. Мне кажется очень важным при выборе символа и разработке бренда не забывать о наследии. Была совершена серьёзная ошибка, когда в 90-е годы город лишился целых купеческих кварталов, и я сейчас говорю не только о деревянном зодчестве. Да, что-то сохранилось, но, как отмечают специалисты, это уже не то — когда есть сохранившееся здание — памятник, но нет окружавшей его исторической среды, это смотрится как последний здоровый зуб во рту у старика.

На мой взгляд, есть три направления, которые необходимо развивать: дореволюционный Екатеринбург, памятники конструктивизма и современные объекты. Но не надо преувеличивать значение новостроек. Те, кто бывал в зарубежных городах и странах, могут подтвердить: то, что строится у нас, заметно отстаёт от иностранных объектов и по внешнему виду, и по содержанию. Возможно, это покажется неожиданным, но, мне кажется, бренд Екатеринбурга можно выстроить вокруг промышленно-индустриальных объектов. На мой взгляд, здесь есть большие перспективы.

Сергей ВОРОНИН, советник при ректорате Уральского государственного экономического университета:

- Символы города – это те места, которые я советую посетить всем знакомым и родственникам, впервые приезжающим в Екатеринбург. Памятник Татищеву и де Геннину, Храм-на-Крови, Ганина Яма, Плотинка и Музей воинской славы в Верхней Пышме. Конечно, этот список не будет полным без центра нашего города – площади 1905 года. Для нашей же семьи особенно любимые места – это Юго-Западный лесопарк, возле которого мы живём, и набережная с поющими фонтанами. Сейчас мы с нетерпением ждём окончания реконструкции Храма-на-Крови.

Николай КОЛЯДА, драматург, актёр, руководитель «Коляда – театра»:

- Наш город богат на символы. Я назову заводы Уралмаш и Эльмаш, которые остаются знаменитыми и сейчас. Если смотреть в сторону культуры, то я бы назвал филармонию, Театр музыкальной комедии, Театр современной хореографии «Провинциальные танцы», группы «Чайф» и «Наутилус». Владимира Шахрина, которого я на этой неделе поздравил с присвоением звания «Почётный гражданин Екатеринбурга», тоже можно назвать символом города. Есть оглянуться чуть дальше то, конечно, это писатели Павел Бажов и Дмитрий Мамин-Сибиряк. Не могу не назвать Свердловскую киностудию, на которой было снятое многое, что сегодня входит в золотой фонд российского кинематографа. В числе символов я назову и наш «Коляда-театр», где сейчас, во время летних отпусков, я часто встречаю екатеринбуржцев, покинувших родной город. Они приезжают в отпуск и спешат к нам, что мне очень приятно. Ну и уверен, что список символов не будет полным без Ганиной Ямы и границы Европы и Азии.

Анастасия НЕМЕЦ, сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта:

- Я, наверное, буду банальной, но назову Плотинку, Храм-на-Крови и небоскрёб «Высоцкий». Ещё одно по-хорошему модное место – Ельцин Центр. Меня удивляет, что не все считают «Высоцкий» – символом Екатеринбурга. Возможно, они обращают на него мало внимания (смеётся), но я вижу «Высоцкий» каждый день. Считаю, что смотровая площадка на этом небоскрёбе и Ганина Яма — два места, которые должен посетить каждый гость столицы Урала. Кроме того, мне очень нравится район стадиона «Динамо» – это самое любимое место для прогулок.

Тимофей ЖУКОВ, общественник:

- Символы Екатеринбурга – это Плотинка, Храм-на-Крови, Ганина Яма, памятник Татищеву и де Геннину. Ещё я назову Ельцин Центр, который за последние годы стал очень популярен. Насколько знаю, там стремится побывать практически каждый гость нашего города. Лично у меня много любимых мест в Екатеринбурге, но одним из «самых-самых» в последнее время стала преобразившаяся набережная Исети от улицы Малышева до Карла Маркса. Там красиво и очень уютно.

  • Опубликовано в №148 от 18.08.2018
Областная газета Свердловской области