«Нет наказания – нет воспитания». Как учителя сегодня могут влиять на школьников?

Выставлять детей с уроков в коридоры строжайше запрещено: учителя несут ответственность за их жизнь и здоровье, пока идут уроки. Фото: Владимир Мартьянов

Выставлять детей с уроков в коридоры строжайше запрещено: учителя несут ответственность за их жизнь и здоровье, пока идут уроки. Фото: Владимир Мартьянов

Любые наказания из российских школ полностью ушли за последние полтора десятка лет. И даже поведение сейчас никак не оценивается — такой графы нет ни в одном виде отчётности. Как учителям влиять на учеников, в преддверии нового учебного года разбирается «Областная газета».

Из истории

В дореволюционной российской школе детей и «на горох» в угол ставили (голыми коленями), и розгами секли, и в карцер сажали, и без обеда оставляли. В общем, корень наук для лентяев был не очень-то сладок. В советской школе эти виды унижения даже и нерадивых учеников были объявлены пережитком капитализма и упразднены. Однако учителя продолжали выставлять оценки за поведение и делать записи о нём в ученических дневниках. Кроме того, безобразника можно было выгнать из класса — и это тоже воспринималось как позор. А порой и схватить за ухо… Некоторые учителя, бывало, не по назначению пользовались указкой — такая мелочь не считалась рукоприкладством. И дисциплина в классах была вне нареканий.

В странах Запада, которые нам всё время приводят в пример, телесные наказания в школах были запрещены намного позднее, чем в Советском Союзе и странах соцлагеря. В британских школах до конца 70-х годов прошлого века широко использовали розги. Причём когда в 1986 году их законодательно запретили в государственных школах, то в частных они оставались ещё целое десятилетие. А самой первой из капиталистических стран запретила телесные наказания Швеция — в 1979 году. Сейчас рукоприкладство официально не существует в 44 странах мира и осталось лишь в некоторых странах Востока: Египте, Сирии, для мальчиков в Сингапуре.

– В российской школе учитель ни при каких обстоятельствах не имеет права оскорблять и унижать ребёнка, – пояснил «Областной газете» президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игорь Упоров. – Педагоги твёрдо знают об ответственности за оскорбление, клевету, унижение чести и достоинства, применение психического и физического насилия к ребёнку, которое его оскорбляет и унижает.

И эти права хорошо знают не только родители, но и сами дети. За ними не заржавеет, при случае, сделать аудиозапись высказываний Марьи Ивановны, снять на видео, как она ставит хулигана в угол классной комнаты и выложить в Интернет. После чего в школу придут сотрудники прокуратуры, чиновники от образования, правозащитных организаций, и учительская карьера Марьи Ивановны будет завершена.

Как поступают с хулиганами?

Прежде оценка за поведение могла повлиять даже на средний балл аттестата, а значит, и на судьбу выпускника школы. От того, какие у него оценки, зависело поступление в училище и колледж. Медаль не выдавали тем, у кого отметка за поведение была ниже «пятёрки». Но уже почти 10 лет, как графу «поведение» ликвидировали и в дневниках, и в журналах, и в отчётах для руководства. Да и дневники с журналами теперь электронные. Не скажешь дебоширу на уроке: «Иванов, дай дневник, «неуд» за поведение!» И все эти размашистые «двойки» красными чернилами на полстраницы школьного дневника ушли в прошлое. Как же учителя умудряются держать дисциплину на уроках?

– Хулиганы — ещё не самый трудный случай сегодня в школе, – признаётся директор красноуфимской школы №2 ТатьянаИглина. – С хулиганами педагоги могут наладить контакт, вызвать и провести беседу с родителями, подключить инспекцию по делам несовершеннолетних, поработать с ними на комиссии по профилактике правонарушений. Куда как сложнее с детьми, которые не справляются с эмоциями, начинают истерически кричать посреди урока, падать, ползать по полу. Как тут быть? Учителю надо урок вести, детям новую тему объяснять, а тут такое… Вызываем на помощь психолога, социального педагога, тьютора. Выводим в коридор, на скамеечку, специалисты садятся рядом. В таких случаях они и на уроки с такими учениками ходят, за одной партой сидят, неусыпно контролируют, чтобы занятия были возможны.

Такое разболтанное поведение, если дети здоровы и могут обучаться в обычных классах со сверстниками — уж не следствие ли просчётов в воспитании? Уж не потому ли они так себя и ведут, что вовремя их не остановили «двойкой» за поведение и не «пропесочили» на школьной линейке? Эти линейки, когда хулиганам Петрову или Сидорову громко «ставили на вид», тоже ушли в прошлое. По новым законам, учителя даже не имеют права на родительских собраниях вслух зачитывать оценки за контрольные. Родители могут пожаловаться на разглашение персональных данных! И учителя либо лишат премии, либо вовсе уволят — от греха подальше.

Психолог гимназии №47 Екатеринбурга Александр Прокопьев считает, что учителя стали абсолютно беззащитными в этой ситуации, ученики всё чаще тычут им в нос своими почти безграничными правами. И что же делать?

– Только договариваться, – считает Прокопьев. – Сохранять авторитет. И когда дисциплина хромает, складывается предконфликтная ситуация, – создавать такие условия, чтобы дети сами приняли для себя правила. И условия, как именно они им следуют. И тогда классы сами прописывают для себя законы. Нарушаешь дисциплину — приседай 15 раз. Самое интересное, что созданные ребятами правила работают лучше, чем увещевания взрослых.

– А разве законна такая самодеятельность?

– Вполне, это ученическое самоуправление. Надо только пристально руководить им, чтобы дети не скатывались в самоуправство.

Нужна идеология

Многие проблемы с дисциплиной появляются ещё и от низкой информированности учителей. Педагоги могут не знать, что подросток отказывается выходить к доске не из-за того, что он не знает урока или хочет оскорбить отказом Марью Ивановну, а из-за каких-то физиологических моментов. Конфликт можно не допустить, зная психологические приёмы влияния на детей.

Педагоги рассказывают, что школьников сегодня несколько пугает и останавливает вызов к директору или завучу. Опасность вызова родителей в школу.

– Большинство проблем у детей — из семьи, так что с родителями, конечно, надо работать, – говорит директор лицея №180 Екатеринбурга Алексей Крылов. – А вот пугание директором я не поощряю. Я даже ковёр из кабинета убрал, чтобы не было возможности вызвать ребёнка «на ковёр».

– Как-то 1 сентября одна из наших учителей написала на доске вместо формального «Здравствуй, школа!» другое: «Я по вам соскучилась!», – рассказывает Крылов. – Отношения между детьми и учителем стали доверительнее, искреннее. Конечно, в классе такого педагога нет плохой дисциплины.

Крылов считает, что поощрение сильнее по степени воздействия, чем наказание. И в наше время электронных дневников и журналов на первый план выходит личность учителя. Запретить так, чтобы не стало запретом — надо уметь.

– Хотя я считаю, что в стране не хватает школьной идеологии, – признаётся Крылов. – Если бы у нас была единая воспитательная программа, по параллели с прежней пионерией, вопросы дисциплины в школе не стояли бы так остро.

А как у них

Этот учебный год в Израиле начался с нововведения: отныне израильские учителя больше не смогут наказывать учеников за несделанное домашнее задание. Фактически чиновники разрешили детям его не выполнять.

Между тем во Франции полностью запретили пользоваться в школах гаджетами: педагоги, устав отнимать на уроках сотовые телефоны, решили вопрос дисциплины кардинальным образом.

  • Опубликовано в №149 от 21.08.2018 под заголовком «Нет наказания – нет воспитания». Как учителя сегодня могут влиять на школьников?»
Областная газета Свердловской области