Телефон для школьника как средство связи

Школьник со смартфоном

Родители должны обговорить с ребёнком, как он будет использовать новый телефон. Фото: Павел Ворожцов

Недавно во Франции вступил в силу законопроект, запрещающий использование мобильных телефонов и других средств связи в школе. В России пока такого запрета нет, хотя многие начинают задумываться, каким должен быть телефон нынешнего школьника, и вообще, нужен ли он ему?

Цена вопроса

Одно из последних сообщений британского Sky News о статистике продаж телефонов вызвало недоумение: впервые за несколько лет в 2017 году в мире на пять процентов выросли продажи мобильных без доступа к Интернету. Но если взрослые уже устали от Интернета и могут отказаться от него или даже вновь перейти на кнопочный телефон, то для детей и подростков смартфон воспринимается как игрушка и объект повышенного интереса.

— Практика показывает, что дети не ценят то, что им легко даётся, и не осознают в полной мере стоимость дорогих вещей. Нет смысла покупать дорогой телефон в раннем возрасте – ребёнок его легко потеряет, — считает кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета Рустам Муслумов.

У каждой семьи свои понятия «дорого» и «дёшево», но большинство экспертов сходятся на том, что телефон должен в первую очередь выступать как средство безопасности школьника, а не его развлечения. Поэтому оптимальным вариантом считается обычный мобильный для звонков для детей 1-го-2-го классов, а класса с 3-го-4-го до 7-го-8-го — недорогой смартфон. Старшекласснику можно приобретать телефон и дороже, если в этом есть необходимость.

— Старшая дочь начала пользоваться кнопочным телефоном ещё в детском саду. Она ответственная, поэтому в седьмой класс пойдёт уже с айфоном. А вот младший сын совсем иной: первый телефон потерял на пятый день, кнопочный освоить не смог, смартфон, доставшийся от сестры, забыл под дождем. Пока живёт без телефона, но перед вторым классом покупаем-таки ему недорогой смартфон – пусть учится ответственности, — рассказывает доцент кафедры стилистики и русского языка факультета журналистики УрФУ Евгения Горина.

Родители, серьёзно подходящие к воспитанию детей, вопреки моде и вовсе не допускают своих чад до гаджетов, Интернета и социальных сетей лет до 12-14. Педагоги полагают, это правильно: ребёнок не теряет связи с реальным миром и навыки живого общения, разносторонне развивается, учится мыслить сам, а не с помощью Гугла.

— Телефон у сына появился ещё в первом классе, но он и сегодня проводит время за ним и другой техникой только по делу и лучше выберет чтение, езду на велосипеде или занятия химией, — комментирует мама екатеринбургского школьника Лариса Устьянцева. — Навороченные смартфоны негативно влияют не только на развитие детей, но и формируют у них инфантилизм и потребительство.

МНЕНИЕ

Георгий АМУСИН, психотерапевт, председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области:

— Родители, покупающие ребёнку гаджет, должны определиться, для чего они это делают и что это ему даст. Важно обговорить, для каких целей и как будет использоваться ребёнком новое устройство. Организованному ребёнку можно доверить смартфон, так как он не будет сидеть за ним целыми днями. Но если дитя требует контроля, то лучше позаботиться о его разностороннем досуге и ограничить время на телефон и Интернет.

Без Интернета и игр

Но какой школьник сам оставит свой телефон дома или упустит возможность показать одноклассникам, как фотографирует его новый смартфон? Поэтому мобильные нередко становятся причиной конфликтов между учителями, учениками и их родителями. В некоторых школах телефоны у учащихся просто забирают на входе и отдают только после уроков. А некоторые учителя отнимают у школьников смартфоны прямо на уроках… Однако продвинутые педагоги убеждены, что на занятиях школьнику не мешает сам телефон: просто на нём не должно быть Интернета и игр.

— Я не против телефонов у школьников, если это не нарушает учебный процесс и правила поведения в школе. Перед самостоятельной или контрольной работой мы договариваемся убирать все сотовые в сумку или сдавать их мне. А вот при изучении новой темы на уроке, когда ученики могут оперативно посмотреть дополнительную информацию в Интернете, телефон даже полезен, — говорит учитель химии школы №1 в Талице Ирина Герасимова. — Но оставлять мобильный на время уроков разумно только старшеклассникам, осознанно подходящим к учёбе и не отвлекающимся на игры. Детям младших классов телефон на уроках совершенно не нужен, тем более что связь с родителями поддерживается через классного руководителя.

КСТАТИ

Чрезмерно пекущиеся о безопасности своего ребёнка родители выбирают для него не телефон, а умные часы. Однако эксперты и те, кто успел попользоваться таким устройством, утверждают, что мобильный практичнее. Качество звонков на телефоне в разы лучше, а слежение за местоположением ребёнка можно установить и на смартфоне. Но функция прослушивания так же, как и слежения, часто не нравится и детям, и их окружению, поэтому эксперты рекомендуют воспитывать школьников не контролем, а доверием.

Врачи беспокоятся о влиянии гаджетов на физическое и психическое состояние школьников. Увы, порой девайсы поддерживают развитие психических расстройств у детей, портят их зрение и осанку, поэтому эксперты не перестают ставить в пример мам и пап, которым удаётся не развить в ребёнке зависимость от Интернета и техники, а больше общаться с ним.

— Современные родители часто доверяют воспитание ребёнка Интернету, телевизору, смартфону и социальным сетям. И дитя занято, и у мамы с папой голова не болит. Но это опасно, так как ребёнка можно просто «потерять» в социальных сетях и играх. Важно с детства дозировать его время за гаджетами и уделять ему как можно больше внимания, правильно организовывая досуг: спортивные секции, кружки, чтение, встречи с друзьями, — считает главный психотерапевт Свердловской области Михаил Перцель. — Хорошо бы как-то донести до ребёнка, что наибольшую ценность представляет человек и живое общение, а телефон – всего лишь средство коммуникации.

СПРАВКА

Обычный кнопочный мобильный-«звонилку» для школьника сегодня можно купить за 500–2 000 рублей. За 2 500–3 000 рублей можно найти новый простенький смартфон. Цена «умных часов» – 2 000–7 000 рублей. Функциональный смартфон для школьника стоит от 7 000.

  • Опубликовано в №154 от 28.08.2018 под заголовком «Телефон для школьника – средство связи»
Областная газета Свердловской области