Темы дня

К 2035 году Свердловская область будет связана единой транспортной сетью с Тюменью, Пермью и Челябинском

До Талицы пустят электропоезд «Ласточку», до Верхней Пышмы – трамвай, а в Кольцово построят новую взлётно-посадочную полосу. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области представило на стратегическом совете концепцию развития транспортного комплекса до 2035 года. Правда, защитить её без вопросов у транспортников не получилось.

Машин больше – дороги хуже

О перспективах транспортного комплекса на ближайшие 17 лет доложил исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства области Дмитрий Брусянин.

Он начал свое выступление с проблем в отрасли. Сегодня в области идёт мощная автомобилизация населения, заявил он. За последние два года рост количества личных авто у жителей сократил пассажиропоток в общественном транспорте в 2,5 раза. Обилие машин влияет и на качество дорог – они стали быстрее изнашиваться.

Главной проблемой транспортного комплекса по-прежнему остаётся нехватка средств, сказал Брусянин. Финансирование отрасли осуществляется неравномерно: львиную долю денег «забирает» Екатеринбург, а муниципалитеты региона получают на дорожную деятельность лишь 20 процентов от выделенного.

Несмотря на это, министерство транспорта рассчитывает к 2035 году реализовать ряд крупных проектов за счёт средств областного бюджета и инвесторов. Уже в следующем году до Талицы планируется пустить новый электропоезд «Ласточка» (проект ОАО «РЖД» и завода «Уральские локомотивы), его маршрут «захватит» Богданович и Шалю.

Екатеринбург и Верхнюю Пышму свяжет трамвайная линия (проект наземного метро УГМК): её проект уже готов, определяются земельные участки, по которым пойдут пути, сказал Брусянин. А в аэропорту Кольцово построят новый терминал и ещё одну взлётно-посадочную полосу. В результате пассажиропоток вырастет с 5,4 до 8 миллионов человек в год.

В районе села Большое Седельниково (Сысертский городской округ) и станции Гипсовая будут построены крупные логистические центры с транспортными развязками, сообщил и.о. министра. За счёт этого, по словам Дмитрия Брусянина, область «примкнёт» к высокоскоростному железнодорожному транспортному коридору «Евразия», который в перспективе соединит страны Европы, Россию и Китай.

Помимо этого, планируется создать межмуниципальные транспортные коридоры от Екатеринбурга до Ивделя и Гари – Таборы и межрегиональные коридоры, которые свяжут регион с Тюменской областью и Пермским краем.

Вокруг муниципалитетов министерство намерено строить объездные кольцевые дороги (всего их будет 20). В первую очередь, нужно завершить строительство ЕКАД, сказал Брусянин. В целях безопасности пассажиров будет поэтапно модернизирована сеть автовокзалов (по примеру Южного автовокзала в Екатеринбурге и автовокзала в Нижнем Тагиле).

Чтобы снизить уровень загрязнённости воздуха, министерство планирует перевести транспортных перевозчиков на газ как более дешёвое топливо (по словам Брусянина, многие из них уже приняли такое решение) и совместно с Газпромом расширить сеть газозаправочных станций.

«Тратить умеете. А зарабатывать?»

Председатель совета, заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский, выслушав концепцию, остался недоволен:

- Все это, конечно, хорошо, и проекты нужные, но где в вашей концепции раздел про муниципалитеты? Ведь люди живут не в отрасли, а на территориях! Главы муниципалитетов должны понимать, как ваши планы коснутся именно их округов!

Дмитрий Брусянин попытался возразить (мол, раздел такой есть, но очень сжатый), но Александр Высокинский продолжил критику:

– Ваша стратегия – ответ на вопрос, как эффективно потратить деньги. А где про то, как заработать? Почему не включить в концепцию раздел про производство стройматериалов для дорог? Тот же бетон, щебень, асфальт?! Производите их в области и зарабатывайте!

Брусянин пообещал исправить недочёт:

– Строительство окружных дорог – хорошая идея, но стройте их разумно! – добавил Высокинский. – Не «убивайте» экономику муниципалитетов, которые на них зарабатывают! Вон у Невьянска построили дорогу – в трёх километрах от города! Малый бизнес туда не идёт – всё заглохло. ЕКАД будете достраивать и взлётно-посадочную полосу, а рядом Арамиль, который, по всей видимости, станет логистическим центром области. Значит, пойдут фуры, и они вам всё движение заблокируют, если уже сейчас не задумаетесь о транспортных развязках!

Экспертом от науки при разработке концепции выступил генеральный директор Уральского дорожного научно-исследовательского центра Владимир Дмитриев. На заседании совета Александр Высокинский попросил его высказать мнение о документе, и он ответил:

– Концепция красивая, но денег таких пока нет. Не надо замахиваться на большие проекты. Нужно больше средств выделять на содержание и ремонт дорог, чтобы сохранить то, что уже есть.

Дмитрий Брусянин пообещал учесть все замечания.

Важно

О переменах в транспортной отрасли рассказал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на страницах «Облгазеты» (статья «Быть достойным Екатеринбурга» от 30.08.2018). Глава региона заверил, что транспорт переживает подлинную революцию. К 2024 году завершится эпохальное строительство ЕКАД, к 2025 году – модернизация международного аэропорта Кольцово. А проект наземного метро свяжет Екатеринбург не только с Верхней Пышмой, но и с Березовским, Сысертью, Арамилем, Первоуральском и Дегтярском.

  • Опубликовано в №159 от 04.09.2018 под заголовком «Куда и как «поедет» область?»
Областная газета Свердловской области