Отелло, Дездемона и да Винчи

Здесь будет застеклённая веранда, как и хотел муж Светланы Ивановны. Фото: Владимир Мартьянов

Здесь будет застеклённая веранда, как и хотел муж Светланы Ивановны. Фото: Владимир Мартьянов

Своим богатым дачным опытом Светлана Рыжкова охотно делится и на лекциях в школе садоводства, где у неё 217 постоянных слушателей, и с другими энтузиастами. Заядлые садоводы – это вообще особое сообщество: всегда поделятся друг с другом семенами, отростками, черенками и самым бесценным – опытом.

Дерево одно, а сорта – разные

– Видите кучу веток? Это я только что закончила обрезку орешника, что-то он у меня сильно разросся, – Светлана Ивановна проводит нас по саду и показывает объёмы своей работы. – На юге его называют фундук, а у нас – лещина. В лесу почти не растёт, а в саду ему хорошо, да так, что пора поубавить, вреда ему не будет. Потом чаю попьём, я вас и яблоками, и орехами угощу из нынешнего урожая. У меня и маньчжурский орешник есть, лет 20 назад привезла с Дальнего Востока, он хорошо прижился, но в этом году цветы побили заморозки, урожая не было. Я тогда ещё и жень-шень привезла, тоже прижился.

А вот бузульники, красивые декоративные многолетние растения. У Рыжковой их несколько: сорт Отелло – яркого, такого брутального цвета. У сорта Дездемона цвет листьев нежнее. У бузульника есть ещё один оригинальный сорт, называется да Винчи.

Плод подофилла

Плод подофилла, который лечит папилломы

Рядышком – малоизвестное широким кругам растение подофилл из семейства барбарисовых. У него цветы красивые. Даёт красный плод, похожий на сладкий перец. Он съедобен и вкусен, помогает вывести папилломы – и не надо его втирать, надо просто есть…

У Светланы Ивановны много чего оригинального в садовых технологиях. Например, она активно использует прививки черенков самых разных сортов на одно дерево.Так, на яблоне Экранной привита Персиянка, а это два совершенно разных сорта. На Исетской поздней отлично прижились три привоя. Есть и личный рекорд: на яблоню Уралец она привила 9 сортов!

Она никогда не использует в качестве органического удобрения навоз – вроде бы общепризнанное средство. На планируемое на будущий год место для грядки складывает аккуратно все выполотые сорняки, ботву от свёклы и моркови и прочие растительные отходы. Они уходят в зиму, а весной быстро разлагаются, и грядка готова к посадке. Вначале высаживает кабачки. Когда они вырастут, на эту грядку можно посадить чеснок или лук в зиму. Урожай будет лучше, если добавить золы и удобрения «Фертика». Светлана Ивановна никогда не покупает лук-севок – зачем, если без особых хлопот можно вырастить самой? Так что компостная яма ей ни к чему, к тому же Светлана Ивановна активно использует сидераты, в этом году посеяла белую горчицу – как немного подрастёт, хозяйка грядку перекопает, вот тебе и удобрение. А в зиму она высаживает многие культуры, потому что при таком варианте семена проходят естественную стратификацию (в данном случае – закалку холодом), и потом растения успешно развиваются.

150 культур на 10 сотках – немыслимое для обычного садовода дело. Но не для Светланы Рыжковой. Фото: Владимир Мартьянов

Картошки сажает ровно 20 штук, а выкапывает три ведра. Тут важно сорта подходящие подбирать, она предпочитает Галу, Розару, Чудесник. Есть и редкая чёрная картошка, очень полезная, у неё мало крахмала и отменный вкус. Так работать в саду уметь надо!

У Рыжковой вполне комфортно себя чувствуют многие экзотические растения. Ну судите сами по названиям: цветы джеферсония и астранция, серия яблонь с приставкой ВЭМ (означает их имунную устойчивость к парше), Сеянец Ракитянского (слива, из косточки которой вырастает такая же слива, а не дичок, как у всех остальных косточковых), вишня красномясая, декоративные туя западная золотистая, золотарник, пузыреплодник и прочая, прочая…

Муж построил два дома

Участок в коллективном саду геологов на Палкинском торфянике супруги Рыжковы купили в 1972 году. Муж Николай Архипович сразу же построил дом, сам выложил печку по специальной книжке. А потом и второй дом построил – в расчёте на двух дочерей и их семьи. И мечтал сделать ещё веранду из брёвен, даже брёвнышки заготовил, да не успел – к сожалению, ушёл из жизни. И только недавно Светлана Ивановна всё сделала, как хотел муж. Понятно, что не сама, строителей нанимала. А дом так и стоит, только оделся в нарядный сайдинг.

А как же так вышло, что окончив механический факультет УПИ, всю жизнь проработав в проектом институте, она вдруг нашла своё призвание и признание в садоводстве?

– Тут есть небольшая предыстория, – рассказывает Светлана Ивановна. – Папа у нас был офицер, мы часто переезжали с одного места службы на другое, и было не до садов. Мы жили в Ашхабаде, когда там в 1948 году случилось ночью страшное землетрясение. Я училась тогда в первом классе и помню только, что нас тряхнуло, посыпалась штукатурка – и всё, темнота. Очнулась, когда папа вытащил меня из завала и за ноги тянул к выходу, спину тогда ещё сильно поцарапала обо что-то. Меня спасли, а мама и сестра погибли…

Через пять лет отец женился на чудесной женщине, которая заменила мне мать, а потом у меня родилась сестра, которая живёт сейчас в Самарканде. Но с маминой роднёй мы продолжали дружить, и мой дядя по маминой линии, доктор сельскохозяйственных наук Евгений Горелов и приохотил меня к садоводству, пробудил интерес к жизни растений: водил на опытную станцию, показывал, как надо работать с растениями, рассказывал об их особенностях. Но полностью предаться своему увлечению я смогла только в 32 года…

Мы попили ароматного чайку, угостились яблочками Горнист и другими сортами – все хороши. Пошли дальше осматривать усадьбу, и вдруг вижу – у фундамента бани клубочком свернулась настоящая гадюка. Я автоматически сделал прыжок в сторону, но Светлана Ивановна успокоила:

– Да, гадюка. Я её вчера убила. Смотрю, лежит тут как у себя дома. А у меня дети часто бывают, мне такие гости не нужны. Взяла лопату и отсекла ей голову. В прошлом году две убила, не успела убрать, вижу – ёжик их уже доедает. Место у нас тут такое – камни, скалы, есть водоём, оттуда сад набирает воду для полива, змеи любят такие места, но вот эти три приползли ко мне впервые. В лесу бы и не тронула, конечно…

Вообще-то сад Рыжковой – образец для садовода, и следа болезней растений здесь не видно. Известный уральский учёный Леонид Котов сказал в одной из недавних наших публикаций, что все болезни, вроде фитофторы, парши, нематоды завезли к нам из Европы, наши уральские овощи и фрукты всегда были крепкими и здоровыми. Cпрашиваю об этом у Рыжковой.

– Он совершенно прав! Об этом ещё другой известный учёный-садовод Леонид Вигоров говорил. Я бы к этому списку добавила ещё кокомикоз, который поражает вишню и сливу. Все поражённые листья и стебли надо убирать и сжигать, обрабатывать кусты бордоской смесью. А всё, что высаживается, советую обрабатывать раствором марганца, и тогда урожай будет полновесным и здоровым.

Справка «Облгазеты»

Уральская школа садоводства и огородничества при аграрном университете действует с 2011 года. Занятия здесь проходят бесплатно с ноября по март, по субботам, в аудитории 1402, с 11:00. Лекции читают преподаватели университета и специалисты Свердловской селекционной опытной станции. До этого садоводов учили в городском обществе садоводов и огородников на улице Вайнера.

Опубликовано в №168 от 15.09.2018

Сюжет

«Дом. Сад. Огород»
Особенности и секреты садового хозяйства на Среднем Урале.

Областная газета Свердловской области