Нижний Тагил нацелился на «бархатный путь»

трамвай в Нижнем Тагиле

Первый «бесшумный участок» бархатного пути? Будет ли продолжение? Фото: Галина Соколова

На главном проспекте Нижнего Тагила проходит эксперимент. Здесь соединили три стыка трамвайных рельсов алюминотермитной сваркой. Трамваи на этом участке стали практически бесшумными. Теперь администрация города решает, стоит ли потратиться на подобные новшества повсеместно.

Бесшовные пути на железной дороге укладывают в России ещё с первых пятилеток, а на трамвайных линиях термитная сварка стыков впервые была выполнена в 2008 году. Первопроходцем стал Екатеринбург. С тех пор опробованную уральцами технологию применяют некоторые города-миллионники. Среди них – Москва, Санкт-Петербург, Пермь и Самара.

В уральской столице бесшовные рельсы хорошо зарекомендовали себя в микрорайонах, где трамвайные пути проложены рядом с жилыми домами. Например, на проспекте Ленина, улицах Малышева, Куйбышева, Фучика.

К чемпионату мира по футболу «бархатный путь» появился на улице Татищева. Все стыки там сварены термитным способом.

– Ездил по этой линии, понравилось. Конечно, совсем бесшумной линию назвать нельзя, но привычного перестука и грохота нет. Из-за этого ездить по ней приятнее, и жителям окружающих домов не так шумно, – рассказал водитель трамвайно-троллейбусного управления Александр Попов.

Опыт столичных транспортников решили перенять в Нижнем Тагиле, ведь гремящие на стыках трамваи не только доставляют неудобства жителям близлежащих домов, но и приводят к быстрому износу вагонов. Разрушаются подшипники в колёсных парах, страдает тормозная система. Кроме того, вагоновожатый и пассажиры ощущают постоянную вибрацию.

– В нашем городе к трамваю относятся хорошо, – рассказывает главный инженер МУП «Тагильский трамвай» Сергей Анисимов. Когда мы захотели обновить парк вагонов – это было сделано, попросили ремонт тяговых подстанций – и тут получили поддержку руководства муниципалитета. Сейчас вот в качестве эксперимента сделали бесшовный участок пути.

Работы велись в ночное время. Стыки ликвидировали специалисты екатеринбургской компании «Транспортные системы и технологии – Урал» по отработанной технологии. Специальный литейный компонент заливался в зазор. После остывания получался единый элемент, который затем шлифовали.

«Облгазета» протестировала обновлённые пути. Вместе с другими пассажирами мы без труда обнаружили экспериментальный участок – трамвай шёл по нему без шума и тряски. Трамвайщики также отследили, как идут вагоны, и вышли с предложением к мэрии проложить «бархатный путь» по всему городу или хотя бы на линиях, соседствующих с жилыми кварталами. Техническая сторона новации тагильчан полностью устраивает. Остаётся вопрос – сможет ли Нижний Тагил позволить себе бесшумный электротранспорт, ведь по словам Сергея Анисимова, цена одного стыка составляет порядка 20 тысяч рублей.

  • Опубликовано в №177 от 28.09.2018
Областная газета Свердловской области