Евгений Прокопьев обошёл 400 конкурентов и готовится стать вторым космонавтом из Екатеринбурга

До подготовки в отряде космонавтов Евгений Прокопьев более шести лет проработал инженером-испытателем в РКК «Энергия» Фото: Пресс-служба РКК «Энергия».

До подготовки в отряде космонавтов Евгений Прокопьев более шести лет проработал инженером-испытателем в РКК «Энергия» Фото: Пресс-служба РКК «Энергия».

В понедельник в Звёздном городке началась подготовка кандидатов в отряд космонавтов. Жёсткий отбор из 400 претендентов прошли всего восемь человек, среди них – 32-летний екатеринбуржец Евгений ПРОКОПЬЕВ. Да-да, фамилия поистине космическая: его старший брат Сергей Прокопьев, напомним, сейчас работает на Международной космической станции и с орбиты, как говорится, посылает Евгению лучи поддержки.

Кандидатам в отряд Роскосмоса предстоят усиленные тренировки, жёсткий график, многочасовые занятия. Мы поговорили с Евгением, который сейчас находится в Центре подготовки космонавтов им. А.Ю. Гагарина (ЦПК), о том, как ещё один представитель удивительной уральской семьи решил покорить космос.

– Для родственников это, конечно, не было сюрпризом: вся моя родня прекрасно знала моё стремление. Одним из первых меня поздравил Сергей вместе с экипажем МКС. Я всю жизнь шёл этой дорогой, с того момента, как поступил в Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. И свою профессиональную деятельность я выстраивал также. До назначения в кандидаты я работал в лётно-испытательном отделе РКК «Энергия», который занимается испытаниями пилотируемых космических объектов. Эта работа дала мне много знаний и практики, которые очень пригодились при отборе.

космонавты Евгений и Сергей Прокопьевы
В начале июня Евгений (слева) проводил своего старшего брата Сергея в полёт на Международную космическую станцию. Фото: Из личного архива семьи Прокопьевых

– Количество претендентов впечатляет – четыре сотни человек. По каким причинам отсеивались заявки?

– Среди желающих были даже те, кто ещё не окончил школу. Или служил на тот момент в армии. В итоге на очный отбор было допущено порядка 80–90 претендентов. Из них, к слову, большая часть отсеялась у психологов. Немного – по физкультуре, и около половины из оставшихся — на главной медицинской комиссии и на комиссии по компетенции. На заключительный этап допустили 13 человек, а в Роскосмос передали итоговый список из 8 кандидатов в космонавты-испытатели.

Евгений Прокопьев много времени уделяет космическому просвещению. 22 сентября он провёл встречу главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина с молодёжью. Пресс-служба Роскосмоса/ЦПК Фото:

– После того как ваш брат позвонил нам прямо с орбиты (интервью читайте в «Облгазете» за 15.08.18.), в редакцию звонят со всех уголков региона, в том числе школьники. Кажется, мы вернули детям мечту стать космонавтами :). Передаём вам их вопрос: как попасть в отряд?

– Это долгая процедура. На сайте Центра подготовки космонавтов есть положение со всеми требованиями. Например, обязательно наличие высшего инженерно-технического образования в авиакосмической отрасли. Есть также список обязательных документов. Заявитель собирает их вместе с медсправками, этот процесс может затянуться. Лично я собирал весь комплект 1, 5–2 месяца. Потом документы передают в приёмную комиссию, она отсеивает тех, чьи документы не соответствуют требованиям.

Оставшихся кандидатов допускают до очного отбора, он длится около месяца. Сначала претенденты попадают к психологам, которые с помощью тестов и интервью определяют стрессоустойчивость. Потом — контроль физподготовки, по двенадцати разным упражнениям нужно сдать зачёт. Следующий этап — специальный. Там уже проверяют операторские навыки, способность усваивать и передавать техническую информацию. Кроме того, кандидаты пишут диктант по русскому языку и проходят собеседование по английскому. Тех, кто успешно справился, допускают до экзамена по компетенции: большая комиссия определяет уровень знаний по физике, математике, философии и… культурологии. Набравших проходной балл допускают до главной медкомиссии, на которой консилиум врачей даёт разрешение на допуск к спецтренировкам.

Окончательные результаты отбора направляют в межведомственную комиссию под председательством руководителя Роскосмоса. Она и утверждает кандидатов в отряд космонавтов.

У меня весь этот процесс занял больше полутора лет: к сбору документов я приступил ещё в январе 2017 года, а в кандидаты был зачислен лишь 10 августа.

Евгений Прокопьев (в белой рубашке) и остальные семь кандидатов в космонавты. Большинство из них имеют авиационное или инженерное образование Фото: Пресс-служба Центра подготовки космонавтов им. Гагарина

– И что потом? Когда уже можно в космос?

– Потом двухгодичный цикл общекосмической подготовки, где дают необходимый минимум знаний в области пилотируемой космонавтики. После этого состоится квалификационный экзамен. По результатам приёмная комиссия примет решение о назначении в космонавты. А дальше начнётся рутинная жизнь космонавта: учёба, включение в экипаж и подготовка к полёту.

Естественно, что на первых порах мне будет достаточно сложно жить и учиться в отряде, потому что я давно не сидел за партой. Но думаю, что справлюсь.

– Ваш брат рассказывал нам, что в школе вы учились средне…

– Я учился не то что средне, а плохо. У меня было от шести до десяти троек в четверти. Но после поступления в Екатеринбургское суворовское военное училище меня заставили обращать внимание на вещи, которые я считал неважными. Когда в течение двух месяцев меня не отпускали домой из-за двоек и троек, мне пришлось усердно грызть гранит науки, чтобы хотя бы ходить домой на выходные (смеётся). Благодаря армейской дисциплине получилось так, что училище я закончил с четырьмя четвёрками, шёл на серебряную медаль, но немножко не дотянул. Зато хорошая учёба помогла мне поступить в Военно-космическую академию. Её я окончил с отличием.

– Евгений, как вы считаете: какие перспективы у России в освоении космоса?

– У нас есть федеральная космическая программа (ФКП), которая предусматривает в 2027 году пилотируемую высадку российских космонавтов на лунную поверхность, а с 2030 года мы планируем быть на Луне постоянно. Сейчас ведутся работы по проектированию научной программы будущей миссии и созданию необходимых технических средств. Я имею в виду сам космический корабль, который нас туда доставит, разгонные блоки, взлётно-посадочный модуль и модули для работы на лунной поверхности. Мы над этим активно работаем большим коллективом инженеров-конструкторов. Кстати, наше участие в проекте американской окололунной станции – тоже один из элементов, который предусмотрен ФКП. С точки зрения научно-технического потенциала мы можем обогнать американцев. Пусть не завтра, но в ближайшие годы точно.

  • Опубликовано в №179 от 02.10.2018 под заголовком «Ещё один из рода Прокопьевых»

Областная газета Свердловской области