Гранты для НКО: организации-однодневки на поддержку могут не рассчитывать

Котова

Жанна Котова говорит, что эксперты ведут наблюдение за работой общественных организаций, которые получают гранты из бюджетных средств. Фото: Лариса Хайдаршина

До ноября завершится второй за год конкурс президентских грантов. Общественные организации России на этот раз получат для своих проектов 4, 5 миллиарда рублей. Как отбирают проекты для поддержки, легко ли отличить настоящее дело от пустышки и какие организации сегодня в приоритете у государства, рассказывает эксперт Министерства финансов РФ в сфере региональных программ развития гражданского общества Жанна КОТОВА.

Эксперты рассматривают сейчас почти 10 тысяч заявок со всей страны, и жители Свердловской области — в числе лидеров по активности. Область входит в топовую десятку регионов по количеству общественных организаций. Больше всего заявок поступило на тему сохранения здоровья, второе место занимает наука и образование, третье — социальная помощь.

– В последнее время всё больше бюджетных средств выделяется на поддержку общественных объединений. Но одни из них получают средства на ура, а других будто не замечают. Почему?

– Некоммерческий сектор в России активно развивается уже давно, но в связи с тем, что государство взялось его поддерживать, появилось много новых направлений. Кстати, в Свердловской области некоммерческие организации очень активны, некоторые из них известны всей стране. Сейчас растут грантовые бюджеты не только на федеральном, но и на региональных, муниципальных уровнях, возможностей получить поддержку стало много. Сектор НКО должен обратить внимание на то, что особенно отмечается системность работы. Организация должна быть устойчивой, чтобы вызвать доверие. А значит, заявляя проект на получение гранта, следует детально прописать все этапы работы и перспективы развития. Допустим, заявляется олимпиада для школьников. Но шансов на поддержку будет немного, если проводит её организация-однодневка. Организаторы должны продумать перспективу развития, практическое использование результатов. Должны ответить на вопрос: зачем они занялись этим делом? И, конечно, предусмотреть привлечение дополнительных средств. Рассчитывать только на грант не стоит.

– Выходит, грантовые деньги надо рассматривать как двигатель, средства для старта?

– Ресурсы, которые бюджет вкладывает в проект, становятся базой для того, чтобы в дальнейшем организация могла работать и приносить пользу людям. Встаёт вопрос: а есть ли у НКО стратегия? Организации должны понимать, как они будут работать через 2–3 года, и как минимум, иметь стратегический план развития и ежегодного финансирования.

– Прежде грант получали и разовые проекты. В 2016 году Уральский государственный педагогический университет на грантовые деньги в Екатеринбурге организовывал городской географический квест…

– А теперь под единственный проект деньги выделяют крайне редко. Приоритет отдаётся не разовым мероприятиям, а перспективным делам. То есть НКО должно какие-то услуги или работы выводить в качестве своего продукта — и так становиться профессионалами. Пока профессионализма у НКО недостаточно. Но мы всё делаем, чтобы он появился – экспертное сообщество активно консультирует НКО, ездит по стране. В Свердловской области тоже есть свое экспертное сообщетсво, которое помогает повышать компетенции НКО в регионе.

– От вложенных средств государство планирует получить отдачу?

– Степень эффективности тоже входит в число показателей оценки проектов, а вскоре будет отражаться и в оценке работы органов местной власти. Будут составляться рейтинги взаимодействия администраций и общественных организаций. Мы надеемся, эти рейтинги войдут в систему критериев, по которым будут оценивать эффективность работы глав муниципалитетов.

Но и оценку эффективности самих организаций от вложенных средств тоже будут оценивать и муниципалитеты, и отраслевые министерства, и департаменты, и комитеты. Так что в ответ на получение гранта НКО придётся предъявить конкретные результаты.

– На что обратить внимание НКО, заявляясь на получение финансовой поддержки от государства?

– У каждого конкурса есть свои критерии оценки, эксперты придерживаются этих требований. Оценивают адекватность и актуальность проекта. Нужен он конкретной местности? Целесообразны ли запрашиваемые суммы для достижения конечного результата? Что получится после того, как будет реализован проект? Был случай, когда организация запланировала закупить по тысяче футболок, кепок и шарфов. Увы, эта атрибутика никак не работала на достижение конечного результата, так что авторы проекта остались без гранта.

– Как определяются НКО-пустышки?

– Они описывают заявку общими фразами, без конкретики. Одни обобщения, нет детализации. Пустышки выявляем довольно быстро.

– По огромным партиям футболок и кепок в проекте?

– Траты на атрибутику могут быть и в стоящем проекте, другое дело, что они не должны быть единственными. В крупном городе эти футболки и кепки потеряются, а в небольшом селе они действительно могут стать отличительной особенностью членов общественного движения. В городе и отдалённом поселении используются разные подходы к оценке проектов. Чаще всего люди начинают заниматься решением какой-то общественной проблемы, когда они лично столкнулись с нею в своей жизни и нашли для себя пути её решения. Колясочники решают проблемы людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, экологи и биологи ведут работы по сохранению природы, педагоги ищут одарённых детей среди малообеспеченных семей в деревнях и сёлах…

– Не подменяют ли НКО работу школ или больниц?

– В отличие от бюджетных организаций, НКО более мобильны, и потому им удаётся реализовывать свои идеи быстрее. Сейчас идёт некая борьба: бюджетники боятся, что общественные организации вытеснят их, будут выполнять их работу. Но это не так, никто заменять бюджетные организации не планирует. Пока мы не научимся партнёрству, совместной работе, эффекта не достигнем. Надо бюджетникам и НКО объединять усилия над решениями задач. Общественные организации хороши тем, что они быстрее реагируют на запросы общества, быстрее привлекает ресурсы, используют новые технологии и решают проблемы. Система так устроена, что бюджетные организации действуют медленнее — долго проходит согласование деятельности, а решения порой нужны здесь и сейчас. Изменения нормативных актов порой идут месяцами, но жизнь не ждёт, времени на это нет.

– Большое внимание сейчас уделяется организации общественной деятельности на селе?

– У нас очень большая страна, но в основном ресурсы находятся в городах. Однако масса проблем есть и в малых населённых пунктах, где нет недостатка в активных неравнодушных людях, которые стремятся решать свои проблемы. В этих сёлах и деревнях — огромнейший человеческий потенциал. Общественные проекты способны решать даже проблему занятости людей. В идеале затем эти активные НКО смогут и инвестиции привлекать в территории, а может быть, даже становиться градообразующими предприятиями.

  • Опубликовано в №194 от 23.10.2018
Областная газета Свердловской области