Как комсомольские девчата строили завод ЖБИ, который дал «народное» название целому микрорайону

  Анна Позднякова
После комсомольской стройки Валентина Бабушкина всю жизнь проработала на заводе ЖБИ. Фото: Павел Ворожцов

После комсомольской стройки Валентина Бабушкина всю жизнь проработала на заводе ЖБИ. Фото: Павел Ворожцов

Всего 65 лет назад на месте района ЖБИ в Екатеринбурге возвышались сосны. Рабочие начали готовить площадку – вырубали лес, прокладывали железнодорожную ветку, водопровод и линию электропередачи. Потом сюда пришли первые строители. Было их совсем немного: четыре каменщика, шесть плотников и несколько подсобных рабочих. Осенью 1954 года обком ВЛКСМ объявил стройку комсомольской, и на неё потянулась молодёжь со всей страны. Так началась история свердловского завода ЖБИ, которому в 1957 году было присвоено имя Ленинского комсомола.

В 1954 году в октябрьском номере свердловской областной газеты «На смену!» была опубликована статья с призывом к молодёжи приехать в Свердловск, чтобы в срок построить новое предприятие. Как вспоминают авторы книги «Комсомольская стройка», было решено в ближайшие два месяца направить на строительство завода 500 человек. Через несколько дней в горкомы и райкомы комсомола стали пачками поступать заявления от молодых рабочих.

– Я увидела объявление в газете. Пишу заявление и иду к директору, тогда работала на хлебокомбинате в Каменске-Уральском. Он мне говорит: «А ты подумала? Ноябрь месяц. Впереди зима. Собралась на стройку?» Отвечаю: «Всё равно поеду!» Не подписал. Пришла через неделю. Спрашиваю: «Я что, буду каждый день с заявлением приходить?» Пришлось ему меня отпустить, – вспоминает одна из строителей завода Валентина Бабушкина.

Она, как и многие комсомольцы, в числе первых приехала в Свердловск в 1954 году. Валентине Васильевне было тогда 24 года. Её выбрали бригадиром — руководила девчонками. На стройке им выдали одинаковые комбинезоны, резиновые сапоги больших размеров и отправили копать котлованы под высоковольтную линию до Синих Камней. Долбили землю даже зимой – девчонки деревенские, к работе привыкшие.

– К нам всё время ходил корреспондент из «Уральского рабочего». Спросил как-то, можно ли с нами поработать? Галка отдала ему свой комбинезон – «Надевай!» Мы-то ямы копать до глины привыкли, а помощник шлёп-шлёп – и весь испачкался. Ох, как мы смеялись, – вспоминает она.

В 1955 году вышел спецвыпуск газеты «На смену!» для Свердловского завода железобетонных изделий. Коллектив комсомольской стройки досрочно, 28 апреля, выполнил программу первого полугодия.

«За самоотверженный патриотический труд свердловской стройке присуждено первое место в соревновании ударных комсомольских строек Советского Союза», – сообщалось в газете.

В этом же номере рассказывалось об энтузиастах стройки, среди которых была известная бригада Виталия Кощея:

– Трудно назвать такой объект, на котором не работала бы бригада Кощея: электроподстанция, дом аварийного персонала, паровозное депо, главный корпус… Что нужно делать быстро и качественно — делает бригада Виталия Кощея.

Девятнадцатилетняя Людмила Наговицына приехала на комсомольскую стройку из-под Качканара вместе с шестью девчонками и попала в бригаду к Кощею.

– Только три девочки остались на стройке, остальные сразу уехали. Нас в первый день отправили целый вагон досок раскладывать, а они как попало лежат. Ой, как мы мучились. На обед взяли хлеб. Это было в декабре. Буханка замёрзла, мы её, мерзлую, ели, – рассказывает Людмила Михайловна.

Машинист бетоноукладчика Люся Будкина (Людмила Наговицына) следит, как идет укладка бетона в формы. Фото: из личного архива Людмилы Наговицыной

По воспоминаниям пенсионерки, Виталий Кощей собирал бригаду, даже когда стройку в мороз распускали.

– Работать разве холодно? Жарко! В 30-градусный мороз на кране работать нельзя. А нас Кощей соберёт: «Поработаем?!» Отвечаем: «Поработаем!» И начинаем запасать шлакоблок, кирпич, чтобы прийти на следующий день, а у нас уже всё готово.

Жила Людмила Наговицына в комнате с шестью девочками в берёзовских бараках. Ездили на стройку на бортовых машинах. Вспоминает: пока едешь, особенно зимой, ноги в сапогах до того промёрзнут, что ходить больно.

​​
«После запуска завода к нам на экскурсию приехала молодёжь, – вспоминает Людмила Наговицына.- Девушка из Китая протянула букет цветов. Чтобы его принять, пришлось остановить машину

Для молодёжи около стройки в лесу соорудили площадку для танцев. Кто на гитаре, кто на гармошке играл. Позднее и деревянная столовая появилась. До этого на площадке только вагончик сторожа стоял. Даже погреться негде было, приходилось в построенный подвал здания заводоуправления бегать.

23 апреля 1957 года состоялся пуск завода. Днём позже в «Уральском рабочем» появилась заметка. Правительственная комиссия подписала акт о приёмке в эксплуатацию первой очереди завода с оценкой «хорошо». Большинство процессов предприятия автоматизировано. Пущены два конвейера.

– Большинство рабочих — молодёжь, прибывшая на стройку по комсомольским путёвкам. Бывшие каменщики, плотники и разнорабочие сейчас управляют сложными машинами, – писала газета.

Остались на заводе и проработали на нём до пенсии Валентина Бабушкина и Людмила Наговицына. Обе благодаря комсомольской стройке исполнили свои мечты. Первая, как и хотела, осталась в Свердловске. Вторая стала крановщицей.

Трудящиеся завода железобетонных изделий имени Ленинского комсомола на митинге. Фото: из личного архива Людмилы Наговицыной

– Сначала работала на бетоноукладчике, а потом объявили набор крановщиков. Я сразу пошла. Ещё в детстве, глядя на брата, мечтала работать, как он. Так всю жизнь на мостовом кране и проработала, – подытоживает Людмила Наговицына.

Руководство завода ЖБИ решило сохранить память о строителях-комсомольцах и рабочих предприятия. Осенью 2019 года на территории ЖК «Восход» появится прогулочная аллея, которую екатеринбуржцы уже прозвали Комсомольской. На ней установят стелу с основными вехами истории завода, лавочки с урнами и высадят деревья. Первый камень будет заложен 29 октября — в день столетия комсомола.

Комсомольская стройка
Фото
  • Опубликовано в №195 от 24.10.2018
Областная газета Свердловской области