Александр Любимов: «Телевидение не существует отдельно от общества»

Екатеринбург, ресторан Le Bourge, журналист Александр Любимов встретился с предпринимателями города. 23 ноября 2018 г.

Несмотря на то, что Александр Любимов родился в Лондоне, гражданином Великобритании он не стал и не собирается. Фото: Владимир Мартьянов

На днях Екатеринбург посетил один из основателей российского телевидения, ведущий легендарной программы «Взгляд» Александр ЛЮБИМОВ. Сейчас он руководит телекомпанией «ВИDgital», которая выпускает передачи «Поле чудес», «Жди меня» и «Непутёвые заметки». Корреспондент «Областной газеты» поговорил с Александром Любимовым о 90-х, известных уральцах и будущем телевидения.

Телевидение не умрёт

– Александр Михайлович, когда вы стояли у истоков российского телевидения, вы думали о том, что оно так сильно изменится всего-то за несколько лет? 

– В Советском Союзе рынок коммуникаций был очень зажат: было несколько телеканалов и полное единомыслие в их передачах. Когда мы начинали делать программу «Взгляд», вся страна чувствовала духовный тупик, и у людей была потребность в том, чтобы появилось что-то свежее. Нас показывали раз в неделю ночью, чтобы, не дай Бог, не начались восстания. Но общество менялось, люди слышали, люди думали, и все вместе искали какие-то новые выходы, которые привели нас к августу 1991 года.

Сейчас ситуация иная, современное телевидение не существует отдельно от народа. Общество развивается и становится всё более мудрым, более разным, более сложным, так и телевидение сегодня более «заточено» под индивидуальные людские пожелания. Неудивительно, сегодня люди могут получать в сети другие точки зрения и свободно участвовать в дискуссиях.

– Телевидение в будущем тоже уйдёт в Интернет?

– Чему только не предрекали скорую гибель, но и театр, и кино, и книги остались. Эксклюзивный видеоконтент тоже не умирает. Телевидение и Интернет – разные виды транспорта. К примеру, вы можете пойти поесть в ресторан и посмотреть там телевизор. А можете заказать ту же самую еду домой через приложение «Яндекс.Еда» и включить Ютьюб на своём ноутбуке.

Будущее телевидения – в двух ипостасях. Это виртуальная и дополненная реальность, которые открывают окно в новый интерактивный мир. Плюс любые дорогостоящие проекты, которые требуют соединения больших производственных и маркетинговых ресурсов. А-ля сериал «Годунов» или телефильм «Викинг». В производстве дорогостоящего контента телевидение всегда будет доминировать. И в Интернете всё больше времени и количества просмотров забирают именно профессиональные производители видеоконтента. Эпоха, когда люди выкладывали в сеть забавные истории, например, с вытаскиванием медведя из берлоги, уходит в прошлое.

Честность в политике

– Поэтому в сети всё чаще появляются остросоциальные сюжеты, например, с Ольгой Глацких, которая сказала, что государство ничего не должно молодёжи?

–  Глацких  просто слушает, что вокруг неё говорят. Она – честная женщина, и сказала так, как многие считают. Чиновникам надо задуматься, не пора ли стать ближе к народу? Может быть, пора сходить корову подоить или взять лопату и поработать руками? А то уже некоторые разучились совсем что-то делать, даже думать.

– Борис Ельцин был не таким?

– Его уникальными качествами были решительность и знание системы, которую он позднее и разрушил. У нас с ним были разные периоды: при нём закрывали мои программы, увольняли, но в 1995 году я был одним из менеджеров его избирательной кампании. При этом я всегда относился к нему с большим уважением и считаю, что во время своего последнего новогоднего обращения в 1999 году он совершил невероятный для нашей политической традиции поступок. Во-первых, он сам заявил, что уходит в отставку – этому у него многим надо поучиться. Во-вторых, он извинился перед  россиянами и за приватизацию, и за Чеченскую войну. Приватизация была колоссальной ошибкой, которая стала нашей общей трагедией. 

Квартирники у Балабанова

– Раз уж мы вспомнили об известных уральцах, расскажите, как во «Взгляд» попала рок-группа «Наутилус Помпилиус»?

– В 80-е рок-музыка была запрещена. И мы, как авангардная программа, хотели её показывать. По сути, рок тогда был, как сегодня рэп. Единственное, что рок-музыканты матом не ругались, как это делают сейчас рэперы. Но по духу они были такими же, как Оксимирон, Фейс, Хаски – такая жёсткая, бескомпромиссная поэзия. «Наутилус» были самыми тяжёлыми в плане того, чтобы их показать, потому что у них и очень острые стихи Ильи Кормильцева, и очень радикальный стиль игры. Поэтому мы придумывали разные способы. Самый известный, уже канонический, когда Елена Масюк – начинала она во «Взгляде», а впоследствии стала звездой телеканала «НТВ» – изображала проститутку на Казанском вокзале. После чего я в студии с лицом юного комсомольца говорил, что есть ещё такие в советском обществе, и по этому поводу свердловская группа «Наутилус Помпилиус» написала песню «Скованные одной цепью».

Кстати, есть ещё одна малоизвестная подробность, связання с уральским роком. Когда снимали фильм «Брат», я познакомился с Алексеем Балабановым, а у него же мама работала с Борисом Ельциным в Свердловском обкоме. Квартиру, где Балабанов жил, ей дал по партийной линии сам Ельцин. И Балабанов мне рассказывал, что уральские рокеры проводили там квартирники.

Досье «Облгазеты»

Александр Любимов родился в 1962 году в Лондоне. Его отец был разведчиком, а мать актрисой. В 1984 году закончил МГИМО. Три года спустя стал ведущим программы «Взгляд» на советском телевидении. Вместе с Владом Листьевым и Андреем Разбашем вёл и выпускал программы на российском телевидении в 90-е годы. В 1997–1998 годах был директором информационного вещания на телеканале «ОРТ». С 2011 по 2014 год возглавлял телеканал «РБК». Сейчас Александр Любимов руководит телекомпанией «ВИDgital», которая производит программы для «Первого канала», «России», «НТВ» и других российских и зарубежных телеканалов.

  • Опубликовано в №218 от 27.11.2018 
Областная газета Свердловской области