Хозяева на поводке

Закон, может быть, и не идеален, но главное в нем есть - обеспечить животным право на счастливую жизнь без боли и лишений. Фото: Алексей Кунилов

Закон, может быть, и не идеален, но главное в нем есть - обеспечить животным право на счастливую жизнь без боли и лишений. Фото: Алексей Кунилов

Домашние питомцы и их безнадзорные собратья получили права и законодательную защиту от жестокого обращения. На прошлой неделе Госдума приняла закон об ответственном обращении с животными, которого ждали почти 20 лет. В Совете Федерации документ одобрили. Теперь, чтобы он вступил в силу, его должен подписать президент Владимир Путин. Одни называют документ «правовым хаосом», другие – «колоссальным прорывом». Но все сходятся в одном: в стране с нуля была создана новая сферарегулирования – сфераобращения с животными, которая раньше опиралась на разрозненные нормы права.

История с хвостом

В 1999 году проект федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» прошёл все чтения в Госдуме и получил одобрение Совета Федерации. Однако тогда Владимир Путин, только заступивший на пост и.о. главы государства, наложил на него вето: документ был «сырым». Новый законопроект – «Об ответственном обращении с животными» депутаты внесли в Госдуму в 2010 году. Он бодро прошёл первое чтение и… опять был отложен в долгий ящик. До 2016 года, когда произошло несколько леденящих душу историй о зверском отношении к животным, которые вызвали шквал общественного возмущения. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал скандал с хабаровскими живодёрками, которые убивали кошек и собак и выкладывали видео с расправами в Сеть.

– Отсутствие норм и правил в этой сфере выливается и в жестокое, бесчеловечное отношение к животным, — заявил тогда Владимир Путин и потребовал ускорить работу над законом.

Итог – больше ста совещаний в думском комитете по экологии и охране окружающей среды за 2018 год. Три сотни правок, предложенных депутатами от всех фракций.  28 ведомств, с которыми согласовывали текст документа, и около десяти переносов второго чтения. По одну сторону баррикады – зоозащитники с многочисленными акциями и митингами.  «Люди стояли под стенами Государственной думы неделями. Я впервые видела, чтобы они требовали не отменить, а принять закон», – говорила зампред Госдумы Ольга Тимофеева. По другую сторону – лоббисты: охотники, коммерческие заводчики, производители лекарств для эвтаназии животных и производители кормов. 

– Законопроект, в отличие от многих других, был не спущен сверху – он выковался в борьбе и поисках компромиссов между различными заинтересованными группами. В итоге получился добротный документ. Не без недостатков, но это устраняется поправками и подзаконными нормативно-правовыми актами. Важно уже само по себе, что в законодательстве был сделан такой кардинальный шаг, – считает адвокат, член российской Ассоциации юристов и специалистов по правам и защите животных «Зооправо» Матвей Цзен.

На правах мебели

На диких и сельскохозяйственных животных закон не распространяется. Речь идёт о домашних и служебных, о тех, которые участвуют в культурно-зрелищных мероприятиях, и о животных без владельцев (бродячих собаках). Тон взаимодействию с ними задаёт четвёртая статья, которая призывает относиться к животным не как к имуществу, а как «к живым существам, способным испытывать эмоции и физические страдания».

– До этого декларировалось гуманное отношение к животным, но их правовой статус ничем не отличался от правового статуса стула. Хочешь – закрой в подвале, хочешь – выстави за дверь. В большинстве случаев действия регулировались только моралью и здравым смыслом, а это не всегда работает, – объясняет Матвей Цзен.

Примеров, когда совесть молчит, много. На следующий день после того, как Совфед одобрил законопроект, в Екатеринбурге кто-то выбросил на помойку коробку с живым удавом – «игрушка» надоела хозяину. От обморожения у экзотического питомца слезла почти вся кожа, через сутки он погиб. 

– Привлечь  к ответственности за такое жестокое обращение с животными очень сложно, – объясняет Матвей Цзен.  По 245-й статье уголовного кодекса надо сначала доказать прямой умысел на причинение боли и страданий. Если питомца оставили на привязи без еды и питья или выбросили замерзать на улицу, можно сказать: «не знал», «забыл», «так получилось».

Теперь этот номер не пройдёт. Нельзя будет просто так отказаться от животного – его надо передать новому владельцу или в приют. На хозяина ляжет ответственность за то, чтобы у животного не было нежелательного потомства.  Однозначный запрет – на содержание в квартирах и дачах диких зверей. В ближайшее время должны будут разработаны правила содержания домашних животных. Условно говоря, на каждую кошку должно приходиться минимум три квадратных метра. 

Бездомные, но под надзором

Большой блок посвящён бездомным животным – закон теперь называет их «животными без владельцев». В Свердловской области только за девять месяцев этого года было отловлено почти девять тысяч собак. 

– Это принципиально новый подход, – комментирует зампредседателя Первоуральского общества защиты животных Марк Соколовский.- Сегодня бюджетные деньги выделяют на отлов животных, и если через определённый срок хозяин не находится, их ждёт эвтаназия. Сейчас закон устанавливает единственно возможный принцип работы с ними: «отлов – стерилизация – вакцинация – возврат на место с неснимаемой меткой». После отлова животное должно сразу передаваться в приют, а информация о нём размещаться в Интернете. В Екатеринбурге ежегодно отлавливают 5–6 тысяч собак, а в Интернете фактически размещают снимки нескольких десятков собак в год. Процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания должен фиксироваться на видео. Да, затратно. Но если закон будет работать, то безнадзорные животные исчезнут.

Общественный контроль

Также закон закрепляет понятие «Общественных инспекторы», которые смогут на добровольной основе  осуществлять контроль обращения с животными. Им будут выданы соответствующие удостоверения, и они смогут получать доступ на территории приютов. 

После принятия закона в третьем чтении в СМИ разлетелась новость о запрете контактных зоопарков. Они останутся, но больше не смогут афишировать главной целью «физический контакт с животным». Кроме того, их владельцам придётся обеспечить каждому животному укромное место, где оно сможет прятаться от чрезмерного внимания посетителей. Все организации, где животные выступают перед зрителями, должны будут пройти лицензирование и подтвердить, что животные содержатся в комфортных условиях.

Выгуливать животных можно будет только в специально отведённых местах. Где? Это предстоит решать муниципалитетам. В свердловских городах таких площадок сейчас – по пальцам перечесть.

После знакомства с документом ещё остаются вопросы. Станет ли обязательной регистрация животных?  Кого можно держать дома, а кого нельзя? Кто это будет контролировать? Какая будет ответственность за нарушения? Какие породы войдут в перечень потенциально опасных собак? Нормативно-правовые акты, которые проясняли бы эти и другие моменты, российскому правительству ещё предстоит разработать. Ну а сами зоозащитники настроены решительно: принятием закона их работа не ограничится: им следить за тем, чтобы он с умом претворялся в жизнь.

  • Опубликовано в №240 от 27.12.2018 под заголовком «Россияне будут в ответе за тех, кого приручили. Теперь по закону»
Областная газета Свердловской области