Планшет для нотариуса: упрощён механизм подписания электронных документов

Электронная подпись на планшете

Юридически значимый документ в «цифре» имеет ту же юридическую силу, что и бумажный, при этом его можно передавать на любые расстояния. Фото: Алексей Кунилов

С февраля 2019 года россияне смогут прямо в нотариальной конторе подписывать документы в электронном виде, используя специальные планшеты. На днях Федеральная нотариальная палата утвердила порядок формирования простой электронной подписи для таких случаев. Раньше для того, чтобы подписать электронный документ, гражданину было необходимо обзавестись личной усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), что требовало немалых временных и финансовых затрат. 

Для того чтобы получить подпись, необходимо обращаться в специальные центры с пакетом документов (паспорт, СНИЛС, ИНН), платить несколько тысяч рублей. При этом подпись выдаётся на определённый срок, поэтому необходимо её регулярно обновлять, доплачивая необходимую сумму.

До недавнего времени существовала, пожалуй, единственная альтернатива переводу документов в цифру без УКЭП. Чтобы перевести нотариальный документ (например, заявление в налоговую, согласие на сделку) в электронный вид, нужно было предварительно оформить его на бумаге. А затем гражданин должен был воспользоваться нотариальной услугой по удостоверению тождественности бумажного документа электронному. И лишь после этого документ будет иметь такую же юридическую силу при отправке в другие города России. 

Совсем скоро в арсенале нотариусов, как утверждают в Федеральной нотариальной палате, появятся электронные цифровые устройства, которые позволят понятным для человека образом «подписать» документ в электронном виде. Гражданин сможет прийти к нотариусу с документом в электронном виде, тот переведёт его в необходимый формат, а затем предоставит клиенту возможность поставить на нём свою простую электронную подпись – предложит расписаться привычной подписью на специальном планшете. 

Цифровой документ позволит решать массу вопросов по электронной почте, не простаивая в очередях в различных офисах. И как подтвердили несколько нотариусов Екатеринбурга, с которыми удалось пообщаться «Облгазете», услуга будет пользоваться спросом, хотя признались, что пока не знают, какие именно планшеты и как скоро у них появятся. Между тем, по словам представителей нотариальных контор, с каждым годом объём их бумажных документов уменьшается, а их оформление в электронном виде приобретает всё большую популярность у граждан.

– Бесспорно, новый механизм упрощает процедуру совершения нотариального действия и избавляет граждан от многочисленных походов в различные инстанции. Так, например, у нотариуса при удостоверении сделки по распоряжению недвижимым имуществом появилась возможность самостоятельно заказывать и получать практически все необходимые документы путем электронного взаимодействия с другими организациями, – пояснила «Облгазете» нотариус Елена Глушкова

Однако не во всех нотариальных конторах происходит переход на «цифру». Как пояснил «Облгазете» нотариус Константин Матвеев, в его нотариальной конторе 99 процентов сделок производится на бумажных носителях. 

– Если бы у граждан были ЭЦП (электронная цифровая подпись), или УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись), мне как нотариусу было бы намного проще заверять документы в электронном виде, а пока работаем как в XVIII веке – с ручкой и бумагой, так как у граждан нет желания платить 5–7 тысяч рублей за приобретение электронной подписи.

С переходом в начале 2018 года на такую «двойную» систему работы с документами возникали и спорные ситуации, но большинство из них удавалось разрешить.

– Клиенты с пониманием относились к задержке изготовления документов, – отмечает Елена Глушкова. – Сотрудники нотариальной конторы в свою очередь очень быстро овладели навыками пользования электронными сервисами, в связи с чем сейчас граждане довольны предоставляемыми электронными услугами. Сейчас электронный документооборот не вызывает никаких трудностей и задержек в изготовлении документов.

Как отметил Конастантин Матвеев, при работе с бумажными и электронными документами нагрузка на нотариусов всё-таки возрастает.

– Нам приходится дублировать все документы и вести два реестра, занося данные в ЕИСН (единая информационная система нотариата), которые «зеркалят» друг друга, но эта мера позволяет избежать многих конфликтных ситуаций и защитить гражданина от какого-либо противоправного изменения без его ведома.

Между тем, как отмечают в Федеральной нотариальной палате, переход от бумаги к «цифре» позволяет не только ощутимо сократить финансовые и временные затраты на совершение сделок и юридически значимых действий, но и обеспечить достоверность и сохранность  информации.

КСТАТИ 

В настоящее время нотариат уже взаимодействует в оперативном электронном формате на постоянной основе с Росреестром, ФНС, Центробанком, МВД, МИД, органами ЗАГС, Федеральной службой судебных приставов, Центральным каталогом кредитных историй и другими ведомствами. В 2018 году перечень «цифровых» партнёров нотариата пополнился и органами ЗАГС. Благодаря этому решился вопрос с моментальной проверкой подлинности таких документов, как свидетельства о рождении или смерти, а также с подтверждением семейного положения заявителей и их родственных связей с наследодателями.

  • Опубликовано в №241 от 28.12.2018 под заголовком «Планшет для нотариуса»
Областная газета Свердловской области