Почётные граждане Екатеринбурга размышляют, как перезахоронить останки с площади 1905 года

Раскопки площади 1905 года в Екатеринбурге в 2008 году

Во время раскопок в 2008 году на площади в земле нашли остатки первой деревянной церкви Явления Господня, части Богоявленского каменного собора, следы его взрывов и захоронения на церковном погосте. Фото: Павел Ворожцов

«Областная газета» продолжает острую для столицы Урала тему, связанную с центральной городской площадью. Прямо напротив мэрии, на площади 1905 года, находятся могилы церковного кладбища. Оно было здесь с середины XVIII века, рядом с Богоявленским собором. Собор взорвали в 1930 году, а территорию разровняли. Напомним, вопрос о перезахоронении останков был поднят в конце 2018 года Екатеринбургским отделением Всемирного русского народного собора. В прошлый раз мы обсудили это с почётными жителями Свердловской области, сегодня обращаемся к почётным жителям Екатеринбурга.

Откуда сомнения?

Тема переноса останков уважаемых в дореволюционном Екатеринбурге людей вызвала у почётных граждан современного Екатеринбурга неоднозначные рассуждения. Не все уверены, что горожане выступят за сохранение исторической справедливости. Напротив, этот вопрос может стать очередным поводом для раскола общества.

– С одной стороны, мы должны почтительно относиться к праху религиозных деятелей, и я понимаю чувства и желание Екатеринбургской епархии перезахоронить останки с площади 1905 года, – говорит Валерий Чарушин, академик РАН, доктор химических наук, председатель Уральского отделения РАН. – Но где гарантия, что, начав переносить эти останки, не выяснится, что в другом месте в городе есть не менее важный прах, но мы почему-то ничего с ним не делаем? Такие территории могут оказаться хоть где в Екатеринбурге. В Москве вот вообще нет ни одного места, где не было бы каких-то захоронений. Я боюсь, что перезахоронением останков с площади 1905 года мы всколыхнём всё общество. И чтобы избежать этого, нужно чётко просчитать все детали этого вопроса и понять, будет ли результат положительным.

Альпинист, заслуженный мастер спорта СССР Евгений Виноградский считает, что рациональное зерно в этом есть, поскольку люди должны почитать память умерших. 

– Но нужно понять, насколько значимо для общества перезахоронение именно этих останков, – сомневается Виноградский. – Важно узнать мнение как можно большего числа людей по этому вопросу и решить, чью сторону принять.

А Владимир Большаков, академик РАН, бывший директор Института экологии растений и животных УрО РАН, и вовсе против перезахоронения: – Ситуация с останками на площади 1905 года уже сложилась исторически, и проводить перезахоронение бессмысленно, как и обсуждать эту тему, когда у нас есть более важные проблемы. К тому же в регионе есть и другие объекты, находящиеся на захоронениях. Например, в Ирбите парк культуры и отдыха тоже построен на месте, где когда-то располагалось кладбище, но это никого не смущает.

10-летнее промедление

Наверно, если бы раскопки закончили в 2008 году, когда обнаружили прах на главной городской площади, то никаких споров сейчас бы и не было. Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации, бывший у руля Екатеринбурга с 1992 по 2010 год, пояснил, что десять лет назад, когда под площадью 1905 года нашли захоронения, не хватило летнего времени для полномасштабных раскопок. Приходилось торопиться, чтобы успеть к празднику 285-летия Екатеринбурга: он устраивался в середине августа. Никто не предполагал, что во время ремонта дороги напротив мэрии строители наткнутся на дореволюционные захоронения. И не думал, что придётся вместо перекладки дорожного полотна заниматься археологией. Для нового этапа раскопок в другое лето требовался проект — до него уже дело не дошло. Чернецкий оставил пост мэра.

Аркадий Михайлович уверен, что лучшее использование главной городской площади — строительство на ней многоуровневой автомобильной парковки. Именно таков опыт развитых мегаполисов — размещение вместительных автопарковок в центральной части города. Однако необходимо проявить уважение к тем, кто жил до нас в этом городе, считает именитый парламентарий.

– Перед тем как эту парковку возводить, разумеется, следует вначале провести раскопки и перезахоронить останки с площади 1905 года, – поясняет Аркадий Михайлович. – Рано или поздно вопрос этот городу придётся решить. Сегодня покоящиеся под землёй останки мешают использовать пространство площади наиболее рационально для города. Сложность может возникнуть в связи с решением двух вопросов. Первый – финансирование. Второе – организация движения по центральной автомагистрали города. Но при условии качественной подготовки к работе всё должно получиться.

Археолог Сергей Погорелов, руководивший раскопками на площади 1905 года в 2008 году, поясняет: с 2013 года изменился закон по объектам культурного наследия (ФЗ №245, статья 6 (г). К памятникам археологии теперь относится всё, что старше 100 лет — сейчас это сфера ответственности Министерства культуры России.

– Чтобы проводить историко-археологические исследования в таких объектах, нужно получить лицензию на это в Москве, – говорит Погорелов. – Любые земляные работы в исторических городах начинаются с археологических обследований. В центре Екатеринбурга у нас очень содержательный культурный археологический слой. Для возобновления археологических работ на площади 1905 года должна найтись организация, которая возьмёт на себя процедуру согласования раскопок, и археолог, который сможет получить в Москве лицензию на это. Вначале нужно составить проект научно-исследовательских работ.

Поговаривали, что для раскопок мэрия хотела привлечь геофизиков. Однако историк уверен, что они здесь не нужны: их услуги дорогостоящи и по сути бессмысленны. Археологи сами выполнят все нужные работы — стоит лишь за них взяться.

А взяться стоит

Писатель Владислав Крапивин полагает, что взяться за непростые работы всё-таки необходимо: – С жителями Екатеринбурга, похороненными на площади 1905 года, надо поступить достойно. Конечно, стоило тогда, 10 лет назад, закончить все археологические раскопки и провести перезахоронение. Теперь здравый смысл подсказывает лишь одно: закончить эту работу сейчас.

Согласен с ним и другой почётный гражданин уральской столицы, Владимир Третьяков, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, бывший ректор УрГУ: – Считаю, надо уважать память о тех людях, кто прежде жил в Екатеринбурге. Их останки нужно перезахоронить. Верующие, вероятно, будут довольны, если всё-таки удастся осуществить эту идею и перенести прах в другое место.

О том же говорит и Олег Чупахин, доктор химических наук, академик РАН: — Если перезахоронение останков с площади 1905 года не потребует больших бюджетных затрат, то его нужно провести.

Сергей Чепиков, биатлонист, лыжник, двукратный олимпийский чемпион, соглашаясь с необходимостью переноса останков, уточняет: вначале этот вопрос следует обсудить с жителями и на заседании Городской думы Екатеринбурга. Тема требует обсуждения, поскольку раскопки в центре города непременно приведут к временным транспортным трудностям. Чепиков прав, археологи говорят, что работы для них на площади 1905 года осталось немало. 

– Я точно знаю, что там осталось два захоронения под тротуаром на Ленина со стороны самой площади: рабочие тогда положили уже новый тротуар и не дали нам извлечь останки, – признаётся Сергей Погорелов. – По моим предположениям, в месте, где когда-то находилась алтарная часть Богоявленского собора, можно обнаружить останки трёх архиереев, если могилы не пострадали при взрывах собора. Если раскапывать эту территорию, то нужно изучать участок всего взорванного Богоявленского собора: там должен быть фундамент не меньше шести метров.

Историк вычислял заалтарную площадь, которая была внутри ограды вокруг собора, и считает, что там может быть ещё до 150 захоронений. Пожалуй, стоит верить опыту учёного. «Облгазета» продолжит и дальше поднимать тему перезахоронения останков с площади 1905 года. 

  • Опубликовано в №11 от 23.01.2019 под заголовком «Кто остался под землёй»
Областная газета Свердловской области