Холокост: как человек мог сотворить такое?

В Синагоге учащиеся еврейской гимназии представили постановку «Без слов» – и слова действительно не нужны, да и трудно их подобрать, чтобы описать трагедию. Фото: Павел Ворожцов

В Синагоге учащиеся еврейской гимназии представили постановку «Без слов» – и слова действительно не нужны, да и трудно их подобрать, чтобы описать трагедию. Фото: Павел Ворожцов

«Я немного, совсем чуть-чуть, понимаю по-русски, – улыбается госпожа Керен Коэн-Гат, заместитель главы дипломатической миссии посольства Государства Израиль в Российской Федерации. – Моя семья родом из СССР, и я на уровне интуиции, эмоций понимаю язык, хотя почти не говорю». Она прилетела в Екатеринбург буквально на день – открыть в Ельцин Центре выставку, посвящённую Дню памяти жертв холокоста, который отмечался 27 января. Мы встречаемся между памятным мероприятием в Синагоге и перед открытием – график Керен расписан поминутно. Но она находит время, чтобы поговорить, потому что распространять информацию – это главная миссия.   

– «Шоа-холокост. Как человек мог сотворить такое?» – так называется выставка, которая открывается в Ельцин Центре. Так как же это могло случиться – не в дремучем Средневековье, а в наши дни?

– Это очень важный вопрос. Сложно поверить, что люди могли так поступать, и Холокост показал нам, насколько человек может быть ужасен. День памяти жертв холокоста – очень эмоциональный день для каждого еврея. Но важно помнить, что это трагедия – не одного народа, это история, которая коснулась многих наций. Этот день стал не просто «Еврейской темой», ведь вопрос гораздо шире. И задаваясь вопросом, как вообще такое было возможно, важно говорить и о том, как не допустить повторения. Ни в одной стране мира, ни с одним народом. 

Керен Коэн-Гат признаётся – невозможно привыкнуть говорить о холокосте спокойно. Фото: Владимир Мартьянов

– И какую прививку нужно поставить обществу, чтобы этого не повторилось?

– Самое важное – сохранить память и передать её следующим поколениям. Простой и самый верный рецепт. И это очень сложно, потому что выжившие свидетели этой страницы нашей истории и ветераны Красной армии покидают нас. Да, становится меньше «живой памяти», но особую роль приобретает образование. Выставки, фильмы, спектакли, мемуары, книги, архивные документы – надо показывать разные стороны трагедии и разные источники. Выставка, которая открывается в Ельцин Центре, – это фотографии, биографические сведения, исторические справки и истории жизни жертв холокоста из архива музея «Яд Вашем» в Иерусалиме. Но очень важно вспоминать не только в памятные даты, а в принципе периодически поднимать в обществе эту тему. Многие люди не знают, что такое холокост, не знают, что он был. Не знают его последствий. А если и знают, не могут назвать даже примерного количества жертв, или думают, что это история, которая коснулась только евреев и вообще никак не связана с ними. Предстоит ещё много работы, чтобы искореить различные формы проявления вражды между людьми.

– Я была в Яд Вашем, и я помню своё эмоциональное состояние там. Но особенное впечатление, конечно, на большинство гостей производит детский зал. Как рассказывать детям об этой трагедии? Потому что даже в детский зал не пускают маленьких детей… А у выставки в Ельцин Центре возрастной рейтинг 18 +.

– Это очень тяжёлый вопрос, потому что молчать нельзя, но сразу же вываливать на маленьких детей все ужасы, показывая документальные фотографии, слишком травмирующе. Думаю, нет простого ответа на этот вопрос. Только евреи потеряли треть нации – это огромные цифры, и я сомневаюсь, что даже взрослые могут до конца понять величину этой катастрофы, осмыслить её… Сам музей постоянно проводит учёбу для педагогов, где помогает найти слова и методы, чтобы разным возрастам рассказать понятно и доступно. Важную роль играет искусство, семейная память, памятники, о которых можно поговорить. Вообще всё, что касается войны с нацизмом, любой аспект этого вопроса – очень сложный для детского восприятия. Но там гибли совсем маленькие дети, и есть много фильмов и книг об этом. Важно, чтобы информация была достоверной, чтобы не искажалась, например, огромная роль Красной армии. Где-то нужно адаптировать историю для возраста, но нельзя увлечься и переписать её. В вопросе сохранения истории Россия и Израиль очень плотно сотрудничают. Существует соглашение между архивами наших стран – и сейчас делегации приезжают и изучают архивы друг друга. Это очень важно, чтобы обучать следующее поколение, открывать новые забытые эпизоды, совместно прояснять и уточнять детали.

– Вы уже затронули вопрос о роли искусства. Есть много фильмов, книг, у нас в театре «Урал. Опера. Балет» идёт опера «Пассажирка»… Какие произведения в мировой культуре вас сильнее всего трогают?

– Все знают «Список Шиндлера» – этот фильм был настолько широко распространён, и именно благодаря нему многие люди открыли для себя эту тему. И я тоже очень люблю этот фильм. Но вообще действительно много сказано и снято про холокост. Но из всех видов искусства мне ближе всего книги, они позволяют воображению самостоятельно рисовать картины. Я могу порекомендовать книгу «Толстая тетрадь» автора Аготы Кристоф. Автор написала её на французском, но сейчас книга переведена на более чем тридцать языков – на русский тоже. Она про двух братьев во время Второй мировой, и я считаю, это очень сильная история. 

– Важную роль играет семейная история. В России каждый знает своих дедов и прадедов, воевавших против фашистов – каждую нашу семью это коснулось. И каждую еврейскую семью тоже… 

– В Израиле есть очень интересный проект, он называется «Память в гостиной». Каждый человек может пригласить людей с улицы к себе в гостиную во время Дня памяти холокоста и поделиться своей семейной историей, свидетельствами холокоста, просто вспомнить, посмотреть семейный альбом. Эта акция стала очень популярной, причём она не требует отдельного финансирования или каких-то вложений – просто люди открывают двери и рассказывают друг другу о своих семьях, родных. Даже если лично вас не коснулись эти события, вы можете зайти в другую семью – и вам расскажут про родных и близких. И тогда холокост больше не будет для вас абстрактной историей, он вдруг станет историей про судьбу конкретных людей, чьих потомков вы знаете. Если вас интересует, можно обратиться в консульство – мы расскажем, что делать дальше. 

– А лично вашу семью как коснулась эта трагедия?

– Моя семья эмигрировала из СССР в начале 70-х в Израиль, и я – первое поколение, которое родилось и выросло в Израиле. Моей семье посчастливилось не встретиться с холокостом лицом к лицу – семья моей бабушки, как и многие другие семьи, бежала с территорий, где шла война, в центральную часть России, где был тыл. Как раз Екатеринбург был таким же местом, где люди спаслись от ужасов войны. Здесь у вас хорошо помнят эту историю, потому что тыл дал победе не меньше. чем фронт. И даже ваш мэр сегодня вспомнил об этом в Синагоге. Брат моей бабушки воевал в Красной армии – он был еврейским солдатом, бившимся против нацистов. Ему было всего 18 и он погиб. Херш Натанзон – так его звали… Моя мама его не знала, она родилась уже после его смерти. Мы долгое время не знали, где он похоронен. Когда моя бабушка была на смертном одре, она завещала выгравировать его имя на её надгробии тоже. И сейчас его имя выбито там. У него появилась могила. Для неё – и для него, думаю – это очень важно. А семья моего мужа – из Германии, и они смогли выбраться оттуда в начале тридцатых, как только там начались еврейские погромы. Но не всем членам семьи это удалось, многие не смогли бежать и погибли там. В итоге семьи советских и немецких евреев встретились в Израиле – вот такая у меня семья. Это случилось, и поэтому я сейчас сижу с вами… 

Поминальная молитва

В понедельник в Синагоге прошли мероприятия, посвящённые Дню памяти жертв холокоста. Главный раввин Екатеринбурга Азриэль-Зелиг Ашкенази прочёл поминальную молитву, а затем слово взяли почётные гости – для многих из них это очень личная история.

Семён Спектор, председатель ассоциации бывших узников гетто и нацистских концлагерей:

– Есть такое слово – судьба. Судьба распорядилась так, что в 1941 году я оказался за колючей проволокой. Это было в Восточной Украине, в Винницкой области, в двух часах езды от Одессы. И провёл я за этой колючей проволокой 936 суток. Несмотря на то, что я был очень молод, я осознавал, что наш народ должен победить фашистов. Когда мне было шесть, я старался помогать партизанам: напротив нашего дома рос гигантский каштан, я забирался на макушку и в течение нескольких часов вёл наблюдения: углём чертил, куда идёт поезд – на Одессу или на Киев, сколько закрытых вагонов, сколько открытых. Эту информацию передавал командиру партизан. Так начиналась моя жизнь. И я всем, от всей души, желаю только мирного неба, потому что нет ничего ценнее, не дай бог ребёнку какому-то пережить то, что я пережил.

Александр Высокинский, глава Екатеринбурга:

– Это дата нашей общей истории. Независимо от вероисповедания, национальности – это про каждого из нас. История лагеря Освенцим стала символом, но надо не забывать, что было огромное количество подобных лагерей. Появилось несколько поколений с тех страшных лет, и сегодня мы снова видим проявление ростков нацизма, которые всем вместе нам предстоит выкорчёвывать. Мой дед погиб в концлагере в Польше – эта история хранится в моей семье. Нет такой семьи, которую бы не охватила трагедия войны. Позвольте мне ещё раз от имени всех жителей Екатеринбурга сказать, что мы вместе. Это общая история и общая трагедия.

Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

– Считаю своим гражданским долгом каждый день приходить в Синагогу на День памяти холокоста. Когда некуда было отступать, наши предки начали объединяться. Мы  не так давно отметили юбилей Декларации прав человека – в послевоенном 1948 году в Париже раз и навсегда люди собрались ,чтобы выработать правила дальнейшей жизни – люди разных стран, разных политических интересов, разных национальностей и вероисповеданий. И право на жизнь было провозглашено главным правом.

  • Опубликовано в №15 от 29.01.2019
Областная газета Свердловской области