Трагедия вайнахов: 75 лет спустя

Верхняя Пышма, медная мечеть им. имама Исмаила аль-Бухари, встреча и намаз в память о 75-летии депортации ингушского народа в отдаленные территории СССР. Почетный гость – постпред Республики Ингушетия в Свердловской области Аушев Куреш Абдулхамитович.

Завершилась встреча земляков общей молитвой. Фото: Владимир Мартьянов

Операция НКВД по депортации чеченцев и ингушей «Чечевица» началась в 4.00 утра 23 февраля 1944 года. С 23 по 29 февраля было вывезено в 177 эшелонах в Казахстан и Киргизию более 478 тысяч человек – всё население Чечено-Ингушской автономной республики, включая грудных детей. Это было беспрецедентное насильственное переселение двух народов, точнее, даже одного – вайнахов, различия у ингушей и чеченцев между собой невелики.

– Мы решили 23 февраля собрать своих земляков, чтобы вспомнить о том тяжёлом испытании, которое выпало на долю наших народов, и наши отцы и матери с честью его выдержали, – рассказал корреспонденту «Областной газеты» полномочный представитель Республики Ингушетия по Уральскому федеральному округу Куреш Аушев. – Но вначале наша небольшая делегация примет участие в возложении цветов к памятнику маршалу Жукову вместе с членами правительства области, депутатами областного Законодательного собрания, политиками. Многие чеченцы и ингуши достойно воевали на фронтах Великой Отечественной войны, 144 выходца из республики были представлены к званию Героя Советского Союза, но многие смогли получить его только после войны. Брестскую крепость защищали 420 наших земляков, а последним её защитником был лейтенант Абдул Барханоев. Считаем, что депортация была крупной ошибкой руководства страны в то время. Не мы одни пострадали, высылали ведь и русских, и немцев, и финнов, и карелов, и корейцев – всех и не перечислишь…

Встреча в память о 75-летии депортации ингушского народа
За скромным застольем выходцы из Чечено-Ингушской автономной республики, которые живут и трудятся на Среднем Урале, вспоминали о том, какую трагедию пришлось пережить их родителям в 1944 году. Фото: Владимир Мартьянов

– Хотелось бы отметить ещё один важный момент, – продолжил тему экономист, аспирант Уральского федерального университета Хизир Богатырёв. – В 1942 году Берия издал приказ о том, что призыву ингуши и чеченцы не подлежат. Так многие из них брали русские имена, фамилии, и власти шли навстречу, отправляли их на фронт – стране нужны были умелые и храбрые бойцы и офицеры.

Об истинных причинах массовой депортации до сих спор спорят историки и к единому какому-то мнению пока не пришли. Официально было объявлено, что это делается за пособничество врагу. Но о каком сотрудничестве с фашистами могла идти речь, если немцы до Ингушетии практически не дошли? Единственное, что им удалось, это захватить часть Молгобекского района, да и то их быстро оттуда вышибли, во многом благодаря чечено-ингушскому ополчению, на организацию которого Москва дала добро. А что касается предателей, то у каких народов их не было в ту страшную годину? Но наказывать за них целый народ по меньшей мере было несправедливо, и потому это решение после реабилитации чеченцев и ингушей было признано преступным. Оба народа были реабилитированы в 1956 году, а на следующий год им разрешено было вернуться на родину. Кстати, примерно половина семей осталась в Казахстане и возвращаться с уже обжитых мест не стала.

Конечно, сейчас уже нет в живых тех, кто пережил эту трагедию. Однако ингуши помнят, как всё происходило, по рассказам дедов и отцов. Самой тяжёлой была дорога в Казахстан. Везли спецпереселенцев в вагонах-теплушках по 40 человек. Они продувались насквозь. Все простывали, особенно дети, многие не выдерживали и умирали. Но похоронить их по мусульманским обычаям не было никакой возможности. На кратковременных остановках успевали только закидать покойников снегом. Про то, чтобы справить естественные надобности, и разговора не было. Для этого была дырка в полу вагона, скрытая от посторонних глаз чем придётся. Привезли их в голую казахскую степь – живите как хотите, но под надзором. Поначалу выкопали землянки, потом стали обустраиваться основательнее.

На небольшом застолье по этому печальному поводу в мечети Аль-Бухари в Верхней Пышме приехавшие со всей области ингуши вспоминали и другие эпизоды той трагедии.

– Ну о каком пособничестве врагу и какой-то опасности для страны можно говорить, – горячится тренер, мастер спорта по самбо и дзюдо Ахмед Цуров. – Депортацию провели, когда наши войска уже к Польше подходили! Тут какие-то другие причины были. А что застали наши родители, когда вернулись? Все дома оказались заняты близживущими народами. И эти земельные споры не утихают до сих пор.

– Хотел бы добавить одну интересную деталь, – вступает в разговор строитель Ваха Ваделов. – Среди переселившихся в наши аулы и селения было довольно много грузин. Так они почти всё – дома, скот, птицу – оставили прежним хозяевам и уехали. Кто как себя ведёт, зависит от воспитания, культуры и взаимоуважения. И мы так воспитываем свою молодёжь: уважай старших, обычаи других народов, и тебя будут уважать…

Встреча в память о 75-летии депортации ингушского народа
Разговор за столом закончился краткой молитвой и все отправились на намаз. Фото: Владимир Мартьянов
Встреча в память о 75-летии депортации ингушского народа
У каждого народа свои обычаи, у каждой религии свои обряды. Кому-то они могут показаться странными, но в любом случае чувства верующих любой конфессии надо уважать. Фото: Владимир Мартьянов
Встреча в память о 75-летии депортации ингушского народа
Полномочный представитель Республики Ингушетия в УрФО Куреш Аушев считает, что дети с ранних лет должны впитывать обычаи и культуру своего народа. Фото: Владимир Мартьянов

  • Опубликовано в №34 от 26.02.2019 
Областная газета Свердловской области