Жители Екатеринбурга успели по достоинству оценить закупленные мэрией в декабре 2018 года пять уралтрансмашевских вагонов частично низкопольного трамвая 407-й серии. Одно из важных новшеств конструкции этих вагонов — низкое расположение порога центральной входной двери. Это чтобы инвалидам-колясочникам, родителям с детскими колясками и людям пожилого возраста было удобнее входить в трамвай и выходить из него.
Однако отзывы на новинку, в том числе от людей с ограниченными возможностями, поступают противоречивые. Чтобы учесть замечания пассажиров при подготовке к выпуску более усовершенствованных моделей трамвая руководители завода «Уралтрансмаш» пригласили активистов городских общественных организаций ветеранов и инвалидов в цеха своего предприятия.
В ходе этой своеобразной экскурсии председатель региональной общественной организации «Доступная среда» инвалид-колясочник Ольга Небесная рассказала, что главным недостатком трамвая 407-й серии пассажиры с ограниченными возможностями считают слишком крутые лестницы, связывающие центральную часть салона с достаточно высоко приподнятыми «кормой» и «ютом», на которых расположена большая часть сидений вагона. На коляске или с коляской пассажир может разместиться только на весьма ограниченном пространстве центральной части салона, где оборудованы четыре стационарных и четыре откидных сидения. «Во-первых инвалиду, да и любому пожилому человеку очень трудно преодолевать три крутые ступени, – говорит Ольга Небесная. – А во-вторых, нам очень жаль кондукторов, которым приходится сотни раз за смену подниматься и спускаться по этим неудобным лестницам».
Заместитель генерального директора Уралтрансмаша Ильдар Газизов поспешил продемонстрировать гостям новую уже запущенную в производство модель трамвая 415-й серии. От своего 407-го предшественника он отличается в лучшую сторону низким расположением порога не только центральной, но всех трёх входных дверей. И проход между рядами сидений в нём находится на одном уровне, без лестниц. Есть, правда, у 415-го другой недостаток — лишь шесть сидений в центре его салона установлены прямо на полу, а остальные 22 пассажирских кресла расположены на своеобразном «подиуме» высотой около 30 сантиметров. Для молодых и здоровых не проблема шагнуть на эту ступеньку. Иное дело старики, инвалиды, пассажиры с маленькими детьми…
Как пояснил главный конструктор гражданской техники Уралтрансмаша Сергей Соловьёв, проблема выравнивания пола и ликвидации «подиумов» под пассажирскими креслами решена в модели трёхсекционного трамвая 409-й серии, тоже освоенной предприятием. Но, к сожалению, эти вагоны завод поставляет в Нижний Новгород и Казань, где (как и в Москве, и в Санкт-Петербурге) и трамвайные парки имеют необходимое оборудование для обслуживания трёхсекционных трамваев, и остановочные комплексы приспособлены для их приёма. К сожалению, претендующий на звание «третьей столицы» Екатеринбург этим похвастать не может.