Темы дня

Еда по клику: зачем пользуются сервисами по доставке недельных рационов питания?

Еда с доставкой

Еда с доставкой на дом экономит время у плиты и место в холодильнике, но все риски пока – на плечах потребителей. Фото: Владимир Мартьянов

Свердловчане давно привыкли к доставке пиццы и роллов, и уже никого не удивляют заполонившие уральскую столицу пешие курьеры с термосумками, полными еды из кафе и ресторанов. Заказать можно практически всё – от шашлыков и шаурмы до улиток с побегами бамбука. А в последнее время в Екатеринбурге появляется всё больше сервисов, предлагающих питание как на отдыхе – по системе «полного пансиона». Вам просто привозят готовый рацион – на один день, неделю или месяц. Тарифы – разные: в зависимости от намерений – например, снизить вес или набрать мышечную массу. «Облгазета» выяснила, насколько популярны такие сервисы у горожан и насколько они полезны и безопасны.

«Здравствуйте, гречку заказывали?»

Общепит всё активнее идёт в онлайн: по данным международной аналитической компании Nielsen, в прошлом году средний чек заказа еды по Интернету в России впервые сравнялся с тратами в кафе и ресторанах и составил 1250 рублей. Исследователи связывают это с появлением нового поколения потребителей. На смену поколению, привыкшему считать, что наши люди «в булочную на такси не ездят», выходят миллениалы, для которых «еда, сама приезжающая на такси» – не роскошь, а часть повседневной жизни.

– Недавно стала мамой. Муж мою здоровую еду не ест, а у меня ну нет сил и времени стоять у плиты и готовить или мыть посуду на двоих. Заказываю ланч-боксы на целый день, очень удобно брать их куда-нибудь с собой,- комментирует «Облгазете» бьюти-блогер Алёна.

Веб-дизайнер Дмитрий признаётся, что покупает еду с доставкой на дом почти три недели: из-за плотного графика и холостяцкого образа жизни холодильник пустой, а на пельменях и бутербродах жить не хочется.

Ради эксперимента мы тоже заказали в одной из компаний суточное довольствие из трёх приёмов пищи. Еду по программе для офисных работников курьер привёз накануне вечером: экопакет с тремя пронумерованными пластиковыми контейнерами, пластиковыми приборами и дневным меню. В дневной план питания вошла яичница, гречка по-купечески и салат. В меню-вкладыше прописано содержание белков, жиров и углеводов и калорийность. На самих упаковках – дата изготовления, срок годности (48 часов) и условия хранения – «хранить в холодильнике». Качество блюд нареканий не вызвало: всё было вкусно и эстетично. Правда, информацию о составе и количестве блюд и сведения об изготовителе, как того требует техрегламент «Пищевая продукция в части её маркировки», найти не удалось. «Секрет фирмы», – сказали нам по телефону на вопрос о составе блюд, заверив, что повара готовят по технологическим картам, составленным в головном офисе предприятия.

Как не купить «кота в мешке»?

Главный плюс комплексной доставки – удобство, и компании, рекламируя свою услугу в социальных сетях, делают это козырем. Не приходится стоять полвечера у плиты и думать о том, где перекусить: достал контейнер из холодильника – разогрел – съел. Но эта возможность не думать о пропитании стоит недёшево. Дневные траты – от 600 до 1 500 рублей – кажутся не очень большими, особенно для тех, кто привык питаться вне дома. Но за месяц набегает уже от 15 000 до 35 000 рублей, в зависимости от тарифов, которые отличаются и количеством приёмов пищи (до семи раз), и размерами порций, и дополнительными опциями, вроде индивидуально разработанного меню. Недешёвое удовольствие.

При такой стоимости хочется быть уверенным в качестве блюд, но пока остаётся только рассчитывать на порядочность компании. Или читать отзывы в социальных сетях. Проверить самому, где, как и из каких продуктов готовятся блюда, сколько они хранились при доставке два-три раза в неделю и сколько времени путешествовали по районам города, прежде чем курьер позвонил в вашу дверь – невозможно.

Как пояснили «Облгазете» в комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга, сегодня онлайн-доставка – ниша, которая не охвачена ни статистикой, ни контролирующими органами.

– Действующие санитарные правила распространяются главным образом на стационарные предприятия общественного питания. Так называемая «разносная» еда никакими нормативными документами не регламентируется: эта сфера развилась быстрее, чем законодательство, призванное её регулировать, – пояснила «Облгазете» специалист-эксперт управления Роспотребнадзора по Свердловской области Анна Ожиганова. – В документах прописываются требования к транспорту (развозом должна заниматься специально оборудованная машина) и к наличию санитарной книжки и спецодежды у шофёра-экспедитора.

По закону ИП или юридическое лицо обязано уведомить о начале деятельности контролирующие органы, в том числе Роспотребнадзор. Но во-первых, несмотря на санкции в виде штрафа, это делают не все. Во-вторых, плановые проверки проводятся один раз в три года, а для новых юридических лиц – не ранее, чем через три года с момента регистрации. И у недобросовестных компаний велик соблазн воспользоваться этим «люфтом». Что касается внеплановых проверок, то вылезают новые подводные камни. Может статься, что на руках не будет ни чека, ни данных о фирме, кроме контактного телефона.

Интернет-сервисы доставки питания уверенно отвоёвывают отдельную нишу в Екатеринбурге. Но, чтобы защитить потребителей от возможных рисков, нужны изменения на федеральном уровне, позволяющие регулировать этот рынок.

Комментарии:

Татьяна Попова, психолог, руководитель школы пищевого коучинга в Санкт-Петербурге:

– В Санкт-Петербурге офисные работники более 15 лет пользуются доставкой еды в офисы. Современный человек больших мегаполисов – «достигатор», и нехватка времени и спешка – его обычное состояние, поэтому еда, которую быстро готовят и привозят, удобна. Особенно когда вместе с экономией времени предлагают «волшебную таблетку» для похудения: «Ешь и худей». Но сбросить вес можно при любом питании – надо всего лишь создать дефицит. А вероятность того, что человек после окончания программы вернётся к привычным моделям питания – почти стопроцентная, потому что менять надо не еду, а отношение к ней.

Сергей Леонов, психолог, специалист по расстройствам пищевого поведения в Екатеринбурге:

– Если люди хотят питаться вкусно и разнообразно, но у них просто не хватает для этого времени или знаний, то такие сервисы могут быть полезны. Но если человек хочет похудеть, то начинать надо не с готовой еды, а с умения разобраться в самом себе и в отношении к собственному телу. Программы могут помочь изменить и удержать цифру на весах, но не сформируют навыки осознанного питания, и после их окончания человек с большой вероятностью со временем вернётся к привычному рациону. Если у него была привычка в ситуации тревоги или злости съедать булку или шоколадку, то в стрессовых ситуациях он будет делать то же самое.

  • Опубликовано в №69 от 18.04.2019
Областная газета Свердловской области
.