Фронтовые дороги сошлись на Днепре

Василий Мальшаков с внуком

Василий Мальшаков прошёл всю войну и осенью 1945 года вернулся к семье. Фото: Из личного архива Мальшаковых-Меньшиковых

Накануне празднования 74-й годовщины со дня окончания Великой Отечественной войны «Областная газета», «Российская газета» и журнал «Родина» дали старт новому проекту – «Наша Победа». Каждый выпуск посвящён удивительным историям и воспоминаниям уральцев, а также сохранившимся письмам с фронта. Готовя к публикации историю отца уральского художника Миши Брусиловского – Шаи Брусиловского – редакция «Облгазеты» вдруг обнаружила, что на Днепре пересеклись пути героя публикации и прадеда одного из журналистов «ОГ».

В такие моменты ещё острее осознаёшь, что нет семей, незатронутых войной. И этот клубок человеческих судеб, невероятных историй, людского горя и счастья, смерти и жизни удаётся немного распутать лишь сейчас, спустя десятилетия. Вернуть имена павших, обстоятельства смерти, место гибели – благодаря архивам, письмам, проектам, подобным нашему. Почитайте – вдруг кусочек истории и вашей семьи удастся обнаружить в чужом письме. А пока рассказываем, как в 1943-м, при форсировании Днепра, воевали бок о бок Василий Мальшаков и Шая Брусиловский.

Неотправленное письмо

Шаю Брусиловского призвали на фронт в июне 1941-го. Тогда же, в Киеве, сын и видел его в последний раз. В те дни мобилизовали и отправили на фронт около 200 тысяч человек, среди них и Шаю Шевелевича Брусиловского – инженера-понтонёра. «Когда мы его провожали, он казался мне жутко старым дядькой», – вспоминал Миша. Самого мальчишку увезли в эвакуацию на Южный Урал. Оставшуюся в Киеве сестру отца Розалию с одиннадцатилетней дочкой Мариной расстреляли в Бабьем Яру…

В 2016 году после смерти Миши Брусиловского в его мастерской был найден мятый листок. Оказалось, что это неотправленное письмо отцу, которое Миша Шаевич хранил всю свою жизнь.

Неотправленное письмо Мишы Брусиловского отцу на фронт
Неотправленное письмо отцу на фронт Миша Брусиловский хранил до конца жизни Фото: Журнал «Родина»

Трогательные детские стихи сына не попали в руки Шае Брусиловскому. Всё, что семья знала о его судьбе, – это «пропал без вести». Благодаря ресурсу «Память народа» удалось восстановить номер воинской части Шаи Брусиловского – 38-я стрелковая дивизия (второго формирования), которую после битвы на Волге преобразовали в 73-ю гвардейскую Сталинградскую. Шая Шевелевич вёл бои на подступах к Сталинграду. Затем он участвовал в освобождении Белгорода и Харькова, а после Курской битвы, осенью 1943 года, форсировал Днепр.

Сухарик

Именно там и пересекались пути Брусиловского и моего прадеда Василия Мальшакова, призванного в том же 1941 году из Ново-Лялинского района. В сентябре и октябре 1943 года, будучи старшим телефонистом, прадед обеспечивал связь на передовой, в боях под Белгородом и Харьковом. Василий Мартемьянович не умел плавать, но при форсировании Днепра перед ним стояла задача – зафиксировать телефонный кабель на другом берегу под непрекращающимся вражеским обстрелом. Тогда он нашёл и связал два бревна, поставил на них катушки с кабелями и поплыл рядом по ледяной воде. Ему удалось устранить 31 порыв линии и обеспечить бесперебойную связь с командным пунктом. За этот подвиг он получил медаль «За Отвагу».

По словам дочери Галины Меньшиковой (Мальшаковой), об ужасах войны он рассказывал мало, но до конца жизни вспоминал, как его однажды спас маленький сухарик. В мае в Заполярье солдатам выдали летнюю форму без подшлемников, но внезапно выпал снег. Фронтовики двигались на юг, когда прогремела команда: «Ложись!» Все легли, и сотни уже не встали. У Василия тоже не было сил идти. Мимо него проходил старшина и спросил: «Что, Мальшаков, умирать сел? На-ка вот, пожуй сухарик!» – и протянул солдату зачерствевший маленький кусочек хлеба. Василий Мартемьянович зажмурился и сунул его в рот. Сухарик напомнил ему тепло родного дома, это придало сил. Он открыл глаза, встал и пошёл дальше.

Василий Мальшаков прошёл всю войну и был награждён орденом Красной Звезды, медалями за защиту Заполярья, взятие Кёнигсберга и Берлина. К семье – жене, троим дочерям и сыну – он вернулся только в октябре 1945 года. Его не стало в 1973-м.

…Шая Брусиловский не дожил до победы. Увидеть родных и сына ему было уже не суждено. В декабре 1943 года, когда дивизия в составе Второго Украинского фронта вела оборонительные бои под Кировоградом, он погиб. Где он покоится, можно только предполагать: в братской могиле села Треповка захоронен 231 боец, из них неизвестных – 154, в Верблюжке – неизвестны 469 из 517, в Долинском 60 из 114…

  • Опубликовано в №079 от 08.05.2019 

Сюжет

«Наша Победа». Совместный проект с «Российской газетой» и журналом «Родина»
Удивительные истории об участниках Великой Отечественной войны

Областная газета Свердловской области