Коррекционная школа. Что дальше?

13 мая 2019, 15:26
Для воспитанников коррекционных школ творчество – способ адаптации и получения дополнительных навыков Фото: Галина Соколова

Для воспитанников коррекционных школ творчество – способ адаптации и получения дополнительных навыков Фото: Галина Соколова

Накануне майских праздников в Высокогорском многопрофильном техникуме Нижнего Тагила прошёл фестиваль для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Мир на ладони» и круглый стол, где педагоги и общественники обсудили трудности образовательного маршрута особенных детей. Выяснилось, что далеко не каждый выпускник коррекционной школы может продолжить обучение вблизи от дома.

Выставка прикладного творчества, забавные мастер-классы, концерт и дружное поедание мороженого – такой праздничный приём устроили педагоги многопрофильного техникума старшеклассникам коррекционных школ Нижнего Тагила. Многие из них осенью сядут за парты этого учебного заведения. Техникум ежегодно набирает четыре группы для обучения особенных детей. Здесь они получают профессии швеи, маляра, помощника повара, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

Вступительных экзаменов нет, ребята проходят собеседование. В эти дни у дверей приёмной комиссии выстраиваются огромные очереди. Спрос куда больше предложения, ведь, помимо специализированных школ-интернатов, коррекционные классы есть во многих обычных школах. Выпускников, отучившихся по программе VIII вида, в Нижнем Тагиле принимают лишь в Высокогорском техникуме, ещё одну группу набирает строительный колледж.

Учёба для особенных ребят предусмотрена только на бюджетных местах, есть бесплатное питание, зато нет стипендий. Единственный возможный заработок – оплаченная производственная практика.

– Раньше наших учащихся на практику не брали, но сейчас во многих торговых центрах открылись мастерские по ремонту одежды. Там нынче проходят практику шесть наших девочек-швей. Они очень стараются, ведь им не только платят за труд, но и обещают после обучения взять на работу, – сообщила преподаватель Высокогорского многопрофильного техникума Ольга Панькова.

Принять всех желающих техникум не может. Кроме того, 65 процентов выпускников спецшкол из неблагополучных семей. В «напряжённом графике» пьющих родителей не находится времени для подготовки документов, и ребёнок не становится абитуриентом. У ребят, оставшихся за бортом профобразования, также есть шансы на трудоустройство, ведь в коррекционных школах трудовому воспитанию отводится главная роль.

фестиваль в техникуме, круглый стол по проблемам образования детей с ментальными нарушениями
Фото: Галина Соколова

– У нас трудовая школа. В пятом классе шесть уроков труда в неделю, в девятом – уже двенадцать. Обучаем швейному делу, столярному. Также наши ученики умеют выполнять все бытовые обязанности. Есть мальчик, который филигранно моет окна, а наши девочки занимают призовые места на кулинарных конкурсах. Все эти навыки им пригодятся во взрослой жизни, – уверена учитель-дефектолог нижнетагильской школы-интерната №1 Ирина Ивакова.

Проблемы трудоустройства связаны с возрастом выпускников. Школу они оканчивают в 15 лет, курс обучения в техникуме – один год. Лишь единицы продолжают дальнейшее обучение на платной основе. Например, помощник повара получает специальность повара-кулинара.

Большинство же начинает искать работу в 16 лет. Кто ждёт таких юных специалистов, да ещё зачастую имеющих статус инвалида?

– После получения профобразования мы имеем право предлагать работу только по полученной специальности. Работодатели чаще всего отказывают таким соискателям, а если и соглашаются, то молодые люди не могут пройти медкомиссию. Одни – по медицинским показаниям, другие – из-за дороговизны, – пояснила начальник отдела нижнетагильского центра занятости Марина Удинцева.

Слабые звенья, выявленные в образовательном маршруте выпускников коррекционных школ, тагильские педагоги намерены укреплять вместе со специалистами областных министерств и активистами общественных организаций. Проблемы имеют не локальный характер, так как согласно статистике министерства общего и профессионального образования Свердловской области, в нашем регионе по программам для детей с интеллектуальными нарушениями обучается 10 143 школьника. Каждый из них должен найти своё место на рынке труда.

Автор