Гражданскому кодексу – 25 лет

Интервью с заведующим кафедрой гражданского права УрГЮУ Брониславом Гонгало

Гражданским правом Бронислав Мичиславович Гонгало занимается уже почти 40 лет. Фото: Станислав Мищенко

В этом году исполняется 25 лет со дня принятия Гражданского кодекса РФ. «ОГ» открывает серию публикаций, посвящённых этому событию. Одним из авторов Гражданского кодекса был наш земляк и основоположник российской Конституции Сергей Сергеевич Алексеев. Ему помогали его ученики, ныне преподаватели Уральского государственного юридического университета. Один из них, заведующий кафедрой гражданского права Уральского государственного юридического университета Бронислав ГОНГАЛО, рассказал «Облгазете» об истории создания Гражданского кодекса, приватизации и новшествах в наследственном праве.

Коммунисты были против

– Когда-то наш земляк Сергей Алексеев назвал Гражданский кодекс «экономической Конституцией». Так велико его значение?

– Безусловно. Когда его приняли 21 октября 1994 года, он установил правила жизни, которых в Советском Союзе никогда не было. Кодекс создал условия для того, чтобы наше общество постепенно могло переходить от централизованной экономики к рыночной. Люди, не искушённые в юриспруденции, даже не задумываются, что этот документ затрагивает жизнь каждого человека. Он регулирует практически все правоотношения между гражданами: частную собственность, договоры, наследственные вопросы и авторское право. На его базе подготовили другие федеральные законы — об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею и так далее.

– В 90-х годах Госдума РФ состояла в основном из коммунистов. Это осложнило принятие кодекса?

– Отчасти да. Коммунисты были категорически против частной собственности, но она была провозглашена в Конституции РФ, поэтому кодекс всё-таки приняли. Левые позиции были очень сильны. Во время обсуждения права собственности на землю, это глава 17 кодекса, коммунисты добавили к ней сноску: «норма начнёт действовать только после принятия Земельного кодекса РФ». А он вступил в силу лишь в 2001 году. Возражения были и о свободе договора. В советское время из-за плановой экономики она была только на колхозном рынке: если у тебя есть деньги, ты придёшь и купишь кусок мяса. И таких дебатов было множество.

– Если бы Гражданский кодекс приняли раньше массовой приватизации, это помогло бы избежать её печальных итогов?

– Честно говоря, приватизация делалась не по закону, иначе всё было бы по-другому. В Гражданском кодексе есть статья о приватизации государственного и муниципального имущества, но она началась на основании указа президента Бориса Ельцина ещё в 1992 году – до принятия кодекса. Цель приватизации была иной – создать класс собственников, неважно, каким образом — лишь бы к власти не вернулись коммунисты. А пресловутые залоговые аукционы с юридической точки зрения вообще безобразие. Пришли молодые ребята и поделили всё так, как надо было им.

Поправки в кодекс

– За 25 лет Гражданский кодекс претерпел существенные изменения. С 1 июня в него внесли очередные нововведения по наследственному праву. О чём они?

– Эти поправки установили новые виды завещаний. Теперь у граждан появилась возможность заключать наследственные договоры и составлять совместное совещание. Для нас это революционное решение, ничего похожего в России ещё не было. В Германии подобные формы наследственного права существуют уже более ста лет. У немцев из всех форм завещательных распоряжений на случай смерти 57 процентов составляют совместные завещания, пять процентов приходится на наследственные договоры, остальное — это классические завещания, к которым мы привыкли.

Совместное завещание предполагает, что супруги могут в одном завещательном распоряжении выразить некую общую волю, а не волю каждого по отдельности. Чаще всего оно используется, когда есть какие-то семейные разногласия. Допустим, у мужа есть ребёнок от предыдущего брака и однокомнатная квартира, в которой он живёт вместе с новой женой. И она опасается, что после смерти супруга его дочь получит долю в квартире. Будет конфликт, и, может быть, жильё придётся продать. Чтобы этого не случилось, супруги могут составить совместное завещание, например, такого рода: в случае смерти мужа эта квартира находится в собственности жены. А когда умрёт и жена, то жильё наследуется ребёнком от первого брака.

– Наследственный договор тоже поможет разрешить семейные конфликты?

– Он позволит резко уменьшить их количество. К примеру, отец беспокоится, что после его смерти между дочерьми начнётся борьба за наследство. Он собирает их, и они все вместе обсуждают эту ситуацию. Отец говорит старшей дочери: у тебя жильё есть, поэтому давай мы нашу квартиру завещаем младшей дочери. При этом дача с машиной и деньгами на сберкнижке пойдут старшей. И они договариваются об этом, обращаются к нотариусу, составляют наследственный договор, который все стороны подписывают. В этом случае после смерти отца уже невозможно будет что-либо исправить.

О качестве

– Если в Гражданский кодекс так часто вносят поправки, может, стоит его модернизировать?

– Полная модернизация не нужна, но вносить изменения надо всегда: меняются люди, представления о добре и зле, экономическая и политическая ситуация в стране. Немцы писали свой кодекс, Германское гражданское уложение, не одно десятилетие. Приняли его в 1896 году, а в силу он вступил лишь 1 января 1900 года. Расчёт был на то, чтобы люди почитали его и поняли. А вот качество наших законов иной раз, мягко говоря, удивляет. Бывает, что депутаты примут закон, он ещё не вступил в силу, а в него уже вносятся изменения.

Помню, был один депутат Госдумы, который на пленарном заседании предлагал внести изменения в статью 17 Гражданского кодекса и установить следующее: «правоспособность гражданина возникает с момента зачатия и прекращается в момент перехода его имущества наследникам». Причём написано было так, как будто человек что-то понимает в праве. Как определять момент зачатия — непонятно, поэтому коллеги документ осмеяли и отклонили. Если бы эту поправку приняли, наша юридическая жизнь увеличилась бы примерно на 15 месяцев — 9 месяцев до рождения и полгода на переход имущества. Глупость, но ведь вносит же кто-то такие законопроекты.

  • Опубликовано в №97 от 06.06.2019 под заголовком "Гражданский кодекс установил правила жизни в России"
Областная газета Свердловской области