Темы дня

Переправа наказуема?

мост в Серове

Серовчане своими силами также сделали новые ограждения, пешеходную дорожку. Теперь по мосту можно безопасно передвигаться. Однако на фото видно, что опоры моста явно нуждаются в ремонте... Скриншот с ютуб-канала Дмитрия Скрябина

Мы часто слышим, как важно быть инициативным. Хочешь сделать лучше свой двор, село или город – не сиди на месте: генерируй идеи, предлагай, подключай соседей – а власти обязательно поддержат. Но почему-то порой выходит, что инициатива не поощряется, а как раз наоборот. И вместо «молодцы, так держать!» говорят: «Ну кто же вас просил?» Так произошло на севере Свердловской области. Жители Серова, не дождавшись починки моста, отремонтировали его на свои деньги. Но не ожидали, что через несколько дней об этой истории узнает вся страна.

«Назвали «БАМом»

Мост, о котором пойдёт речь, соединяет центральную часть Серова с его юго-западной оконечностью – там находятся посёлок Чкаловский, сад «Смородинка» и сад ДОЗа. В 1993 году эта часть города была затоплена, когда на реке Каква прорвало плотину: стихия унесла жизни 20 человек и смыла больше тысячи домов. Как сообщила спецкор «Облгазеты» Тамара Романова, наводненцам тогда дали квартиры в новостройках, а восстанавливать старые дома и прописываться в тех местах, в частности, в Чкаловском запретили из-за угрозы повторных наводнений.

Со временем трагедия подзабылась, и люди снова поехали за реку. Снесённый водой деревянный мост восстановили, но с тех пор им особо не занимались. И он стал ветшать. Объезд есть, но он в два раза длиннее и по разбитой дороге. Поэтому садоводы и жители Чкаловского, где постоянно живёт полтора десятка семей, дважды пытались подлатать мост – последний раз в позапрошлом году. Этой весной в прорехе на деревянном настиле застрял автомобиль. А когда выяснилось, что по сгнившему настилу снова опасно не только ездить, но и ходить, решили, что тянуть больше нельзя.

– Писать официальные обращения, записываться на приёмы – не было времени. К тому же несколько раз сталкивался с тем, что решение подобных вопросов затягивают, – рассказал житель посёлка Чкаловский Пётр Семёнов, который участвовал в ремонте. – Вспомнили советское воспитание – просто взяли и сделали сами. Устроили собрание, сложились деньгами – кто сколько мог. Всего насобирали 170 тысяч рублей. Местные предприниматели помогли со стройматериалами. На решение всех вопросов ушло полтора месяца. В прошлую субботу мы вышли на нашу «народную стройку». В каждый из дней приходило человек по семьдесят.

Свою народную стройку серовчане в шутку называют «уральским БАМом»: работали дружно и с огоньком. Фото: Скриншот видеоролика Оксаны Денесюк/ паблик "Это Серов, детка!"

За выходные энтузиасты уложили настил, сделав полосу для автомобилей (теперь по нему может проехать даже грузовик) и пешеходную дорожку, поменяли ограждения. К вечеру воскресенья всё было готово. Сами жители в шутку назвали мост «уральским БАМом». Работали дружно и с песней – даже видео об этом сняли. В честь окончания ремонта перерезали красную ленточку и откупорили символическую бутылку шампанского.

А были ли обращения?

Наверное, так и ездили бы тихонько по этому мосту до следующего «народного ремонта», но об инициативе рассказал серовский общественник Дмитрий Скрябин.

Его десятиминутный репортаж о тех, кто восстанавливал переправу, за два дня собрал тысячи просмотров и десятки «перепостов» на разных ресурсах.

– Это отличный пример сознательности и созидательной активности. Пример, к сожалению, нечастый, – комментирует Дмитрий. – Большинство россиян сейчас думают, что им государство должно по определению. При этом они далеко не всегда идут дальше гневных комментариев в Интернете. Здесь принципиально другой пример. Люди в разное время обращались к властям за помощью, но в итоге решили сделать всё сами.

Наверно, именно поэтому серовскими энтузиастами заинтересовались десятки СМИ. А ещё потому, что народный ремонт по воле случая совпал с установкой стелы «Я люблю Серов» на въезде в город. На её установку местные власти потратили почти три миллиона.

На мосту побывали корреспонденты «Первого канала» и «НТВ», сюжеты вышли на телеканалах «Звезда», «Мир 24» и «РЕН ТВ». Новостью поделились в других регионах – заметка вышла даже в газете «Подмосковье сегодня». В соцсетях тоже начались дискуссии на эту тему.

– Это нужно нам: сам не сделаешь – никто не сделает, – говорят одни.

Вторые искренне удивляются, почему именно жители должны беспокоиться о надёжности моста и обращаться в администрацию с заявкой на ремонт. Разве не должны отслеживать такие объекты?

Третьи высказали опасения, что теперь жителей ещё и «накажут за самоуправство».

После такого общественного резонанса Следственный комитет РФ по Свердловской области организовал доследственную проверку «по информации о возможной халатности со стороны должностных лиц администрации Серовского городского округа относительно непроведения ремонтных работ моста».

– В ходе проверки будет выясняться, поступали ли ранее в адрес администрации Серовского городского округа обращения от граждан по вопросу ремонта указанного моста, выделялись ли на реконструкцию (и должны ли были выделяться) какие-либо бюджетные средства. Для установления всех обстоятельств планируется опросить как местных жителей, так и должностных лиц администрации, истребовать и изучить соответствующую финансовую документацию, – пояснили в пресс-службе ведомства.

В мэрии Серова узнали, что с мостом были проблемы, только когда их уже решили.

– В наш адрес ни в этом году, ни в прошлом обращений не было. То, что жители взяли на себя обязательства, для меня тоже это удивительно. Потому что мы вкладываем в развитие города сотни миллионов, и 200–300 тысяч при обращении мы бы стопроцентно нашли и косметический ремонт сделали, – заявил глава муниципалитета Василий Сизиков в комментарии «Первому каналу».

Но как тогда объяснить, что деньги на ремонт такого же моста в соседнем селе Филькино выделили лишь тогда, когда он трижды рухнул? Встречались ли руководители города с инициативными жителями? Бывали ли на мосту? Когда в последний раз проверяли этот мост, и действительно ли он является аварийным? Насколько сейчас он безопасен? Что будут делать власти, если проверка найдёт несоответствия требованиям? Эти и другие вопросы нам предложили направить в администрацию официальным запросом. Что и было сделано.

Эта история – показательна. В других городах есть примеры, когда жители сами заделывают колдобины на дорогах или проводят к домам водопровод. Да, как могут и как умеют. Но часто причина таких самодеятельных инициатив – в том, что люди не сумели вовремя достучаться до администрации или побоялись «бюрократического футбола». Инициативность жителей – не проблема, а огромная ценность. Но лишь в том случае, если она не встречается с равнодушием.

Когда номер был готов к печати стало известно, что глава Серова Василий Сизиков провёл встречу с жителями посёлка Чкаловский. Как сообщил департамент информполитики области, 20 июня его доклад о проблеме ждёт глава региона Евгений Куйвашев.

  • Опубликовано в №105 от 20.06.2019 под заголовком «Кто ответит за мост?»
Областная газета Свердловской области