Архивы – на «цифровую» полку

Андрей Артизов, руководитель федерального архивного агентства

Руководитель федерального архивного агентства РФ активно участвовал в обсуждении каждого пункта повестки: практически к каждому выступлению у него были или вопросы, или разъяснения. Фото: Алексей Кунилов

В понедельник в Екатеринбурге архивисты из регионов, входящих в Уральский федеральный округ, провели заседание научно-методического совета. В его работе принял участие руководитель федерального архивного Агентства Андрей Артизов.

Звучит, конечно, скучновато, но обсуждались вопросы, жизненно важные не только для работников архивов, но и для всех нас. Во всяком случае, моему коллеге, оформлявшему пенсию, было не до скуки, когда выяснилось, что из его стажа выпадает полтора года, когда он, будучи студентом, подрабатывал в университете. Забыли поставить печать, когда увольнялся, значит, и запись в трудовой книжке недействительна. Выручили архивы.

– Время быстро идёт вперёд, меняются нормативно-правовая база, информационные технологии, и нам нужно им соответствовать, – пояснил «Облгазете» начальник управления архивов Свердловской области Александр Капустин. – Наш совет, по сути, прелюдия к заседанию всероссийского научно-методического совета, который состоится в Крыму в октябре этого года. Сейчас мы обсуждаем четыре важных вопроса, среди них – разработка перечней документов как для бумажных носителей, так и для электронных.

Важную тему подняла заместитель государственного комитета по делам архивов Челябинской области Любовь Рыжкова: по ныне действующему законодательству частные предприятия и организации не обязаны сдавать свои документы в государственные архивы при ликвидации, в отличие от государственных структур. А если будут запросы от граждан по трудовому стажу, заработной плате при оформлении пенсий, пособий, как быть? Пробуют работать с ними на договорной основе.

Немало хлопот архивистам добавил и закон о неразглашении персональных данных. В самом деле, от граждан поступают самые разные запросы, так какие данные можно выдавать, а какие нет? Интуитивно архивисты находят решение. Например, в архиве административных органов Свердловской области, если поступает запрос на выяснение судьбы репрессированного родственника, нужно доказать своё родство с ним. Если интересует отец – предъявите свидетельство о рождении, где указаны родители. Андрей Артизов посоветовал: исходите прежде всего из здравого смысла и осторожности, точных параметров тайны личной жизни нет и не будет.

Много дебатов шло вокруг носителей информации. Идёт стремительный процесс перехода на электронный документооборот. Уже сейчас есть множество документов, существующих только в электронном виде. Надо обязательно разработать перечень – какие документы в каком виде хранить. Уже сейчас ясно, что на цифровой «полке» можно держать различные реестры, а вот учредительные документы, распоряжения и постановления властей – в бумажном варианте, но не помешает и дубль в электронном виде. Но нужны точные критерии. Пока есть только проект перечней от Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и и архивного дела.

Кстати

В апреле 2016 года указом президента архивная служба России была выведена из Минкульта в его прямое подчинение – учитывая особую ценность архивного дела для государства.

  • Опубликовано в №108 от 25.06.2019
Областная газета Свердловской области