В минувшее воскресенье на Среднем Урале впервые прошёл областной фестиваль «День казачки». На праздник в посёлок Белоярский приехали около 500 человек из разных городов и районов Свердловской области. Дату для фестиваля выбрали неслучайно: 23 июня исполнилось 245 лет со дня окончания обороны станицы Наурской на Северном Кавказе, когда 150 женщин-казачек защитили родное поселение от восьмитысячного войска горцев и крымских татар.
«Бабий праздник»
История этой битвы такова. Пока мужчины были в очередном военном походе, войско крымского хана Девлет ГераяIV решило прорваться вглубь России через станицу Наурскую. Но не тут-то было. Храбрые казачки в течение восьми часов держали оборону крепости: палили по захватчикам из пушек, косили штурмующих косами, лили на них смолу и горячие щи. В итоге неприятель потерял 800 человек и отступил, а среди казаков этот день стали называть «бабьим праздником».
О современной казачке так не скажешь. По прошествии веков это уже далеко не те крестьянки, которые могли и щей наварить, и неприятеля усмирить. Многие из нынешних казачек толком не разбираются в культуре предков. Именно поэтому в Свердловской области и решили проводить фестиваль «День казачки», чтобы девушки и женщины могли приобщиться к своим корням.
– Такие праздники позволяют казачкам почувствовать себя уверенными, что называется, в своей среде, – рассказала один из организаторов фестиваля Ольга Дёмышева. – Они здесь знакомятся с казачьим бытом, укладом жизни, традициями. Казаки — это уникальный народ. Именно народ, потому что самое главное, что отличает народ от любой другой общности, – это культура. Несмотря на советские гонения, люди её сохранили. И сейчас она возрождается.
Фестиваль открыла реконструкция сражения казаков Ермака с войском сибирского хана Кучума на реке Тобол в 1582 году. Казаки на лодках высадились на берег и в течение десяти минут расправились с неприятелем: стреляли ружья, гремели пушки — как против такой мощи противостоять кочевникам? Битва закончилась, казаки обняли поверженных братьев-басурман и затянули старинную песню «Ойся, ты ойся!» на мотив горской лезгинки. Пока они пели, казачки готовились к дефиле: модельер Ирина Лондарева представила на показе мод женские костюмы кубанской, донской, терской и уральской казачки. И если в южных губерниях России наряды были лёгкими и яркими, то на Урале казачки предпочитали ходить в тёплых сарафанах тёмных тонов: как и сейчас, это было вызвано суровым климатом.
Демонстрация казачьих костюмов плавно перешла в конкурс на лучшую казачку. Претенденток было восемь. Они чистили картошку, рубили капусту в корытце, стреляли из пневматики, носили воду на коромысле. Победила 60-летняя пенсионерка Татьяна Пластинина. Она отметила, что помог ей в этом жизненный опыт и знание народных традиций, которого молодым казачкам пока не хватает.
Казаки на перепутье
Потомственный казак Дмитрий Лондарев, ведущий свою родословную от запорожских казаков, считает, что это скоро изменится. По его словам, в настоящее время к казачьей культуре тянется всё больше людей. И если раньше в казаки шли случайные люди, к казачеству никакого отношения не имевшие ни по роду, ни по культуре, то сейчас казаками становятся те, у которых есть казачьи корни в родословной.
– У кого нет в роду предков из казаков, помаленьку отделяются от казачества, – пояснил Дмитрий Лондарев. – Не секрет, что эти люди получали форму и носили её по любому случаю и без него. Но если вы посмотрите на казаков, которые приехали на фестиваль, то большинство из них ходят без погон, в традиционной одежде – рубахе и шароварах.
Согласен с Дмитрием атаман Исетской линии Оренбургского казачьего войска Анатолий Денисов. Сам он из кубанских казаков. Когда в 90-е годы пошло возрождение казачьей культуры, его мать сразу ему сказала, что он потомственный кубанский казак — его родственники до сих пор живут в Краснодарском крае. Атаман хорошо помнит подъём казачества в те годы, но сейчас он поутих. И немалую роль в этом сыграло то, что казаки по сей день не определились, кто они — сословие или народ.
– После развала СССР все захотели стать казаками, – добавил Анатолий Денисов. – Многие люди думали, будто казаки — это сословие, и став ими, они что-то получат от государства. Это оказалось не так. Настоящий казак должен иметь родословную. В мирской жизни мы ничем не отличаемся от других людей. Есть фермеры, полицейские. Каждый занимается своим делом, а свои корни вспоминает на казачьих праздниках.
- Опубликовано в №108 от 25.06.2019