Кому нужен такой техосмотр?

25 июня 2019, 16:57
Без диагностической карты техосмотра сегодня невозможно получить полис ОСАГО – он позволяет урегулировать претензии сторон при ДТП. Фото: Алексей Кунилов

Без диагностической карты техосмотра сегодня невозможно получить полис ОСАГО – он позволяет урегулировать претензии сторон при ДТП. Фото: Алексей Кунилов

Президент подписал закон о новых правилах техосмотра, теперь он будет производиться с фотофиксацией и диагностической картой в электронном виде, с привязкой ко времени и месту, станет вводиться в специальную информационную систему ГИБДД. Закон вступит в силу через год.

А ведь это уже было – видеосъёмка автомобиля, проходящего техосмотр почему-то с открытой передней дверцей. Отменили за бесполезностью. И что только ни придумывали власти, чтобы исключить коррупционную составляющую в этой процедуре. Раньше достаточно было иметь хорошего знакомого в ГАИ-ГИБДД, чтобы сделать липовый техосмотр. Телефоны посредников, готовых за определённую сумму изладить заветную карточку, передавались из рук в руки, а подпись инспектора на ней была совершенно неразборчива.

Поэтому в 2012 году процедуру передали под крыло Российского союза страховщиков (РСА). Тогда и появилась система продажи полиса ОСАГО только при наличии диагностической карты от пункта проведения техосмотра, которые проходят аккредитацию в РСА. Всё вроде правильно, но тут же появились фирмы, готовые опять же за определённую сумму сделать диагностическую карту, даже не взглянув на машину. Вас спросят только информацию о пробеге и марку шин. Цена вопроса в этом году – 800–850 рублей. Техосмотр официальный в Екатеринбурге для легковушки – 498 рублей. Но мы же знаем, как это делается: «О, да вам срочно нужно заменить шаровые, рычаги, подшипник, глушитель, катализатор (выбирайте, что понравится), иначе карту дать не можем. Ближайший автосервис есть совсем рядом…».

– Да сейчас диагностическую карту можно оформить, не выходя из дома, – соглашается представитель Федерации автовладельцев России по Свердловской области Максим Едрышов. – Не думаю, что ситуация изменится кардинально. В эпоху фотошопа, Интернета и хакеров тотальный заслон поставить трудно. По сути, это будет просто дополнительный налог и неизбежное увеличение цены услуги – приобретение дополнительного оборудования пунктам техосмотра ведь надо «отбить», поднимут цену и посредники.

Дебаты в Госдуме на эту тему разгорелись нешуточные. Все понимали, что система не работает, а как сделать её действенной, мало кто представлял. Отменить вообще нельзя – эта процедура прописана в ряде международных договоров. «Справедливая Россия» предлагала совместить техосмотр с техобслуживанием и ремонтом в автосервисах, но как наладить такой учёт? Хотели ввести видеофиксацию, потом посчитали, что это дорого, остановились на фотофиксации. Самое разумное, наверное, предложение было от «Справедливой России» – отменить техосмотр для частных машин. Но сейчас есть частные и грузовики, и автобусы. В итоге вышло то, что вышло – техосмотр будут через год проводить аккредитованые РСА пункты, МВД будет их контролировать и проверять.

– Мы уже начали аккредитацию, проверяем пункты техосмотра уже с новым оборудованием и по новым параметрам, – сообщил «Облгазете» руководитель представительства РСА по УрФО Вячеслав Тарасов. – Работа предстоит непростая, потому и закон вступает в силу через год. Только в Екатеринбурге 53 аккредитованных пункта, да ещё область – всем нужно будет пройти аккредитацию повторно, а заявки подавать надо в Москву. В Свердловской области более 1,2 млн автомобилей, и все нужно будет осматривать по новым правилам.

По данным областного управления ГИБДД, аварийность по техническим причинам в 2018 году составила 0,6 процента. Так кому нужен такой техосмотр? Правильно, страховщикам, владельцам пунктов осмотра и автомастерских.